Поэма “Кому на Руси жить хорошо” построена на основе строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы в общих контурах вырисовывается широкая эпическая картина. В ней, как в фокусе, выделены фигуры эпических странников. Все частное, второстепенное устранено, внимание сосредоточено на исходном эпическом событии. Обстоятельства, вызвавшие спор и решение мужиков, не развиты.

Самое место действия – Подтянутая губерния, Терпигорев уезд, Пустопорожняя волость – выше той или иной частной местности.

Как и названия шести деревень, место действия характеризует всю пореформенную Россию. С первых строк поэмы Некрасов вводит читателя в суть событий, выдвигает главную ее тему:

В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень, Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова Неурожайка тож. Сошлися – и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?

Сказочная форма зачина поэмы перебивается выразительной деталью, придающей событиям локально-исторический характер: участники спора – временнообязанные крестьяне. Русские крестьяне стали временнообязанными 19 февраля 1861 года. В эпическом зачине поэт нашел необходимым употребить сказочную форму. (“В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай”).

Для угадывания сообщены вполне точные по значению, но не прикрепленные к определенной, конкретной местности топонимические обозначения. Названия деревень Заплатово, Дырявило, Разугово, Знобишина, Горелово, Неелово характеризуют всю пореформенную крестьянскую Россию. При дальнейших перечислениях встретятся видоизмененные названия деревень, выражающие ту же самую сторону дела: вместо Разутова, Знобишино появятся Несытово, Голодухино. Разумеется, замена произошла не по недосмотру автора, еще менее – по забывчивости мужиков. Очевидно прямое стремление автора – выразить в топонимических обозначениях то общее, субстанциональное, что свойственно пореформенной России, – крайнюю нищету и бесправие крестьянства.

В авторском повествовании многократно повторено слово “народ”: “видимо-невидимо народу”, “народ собрался, слушает”, “народ идет и падает”, “рассчитывал народ”. Еще чаще встречается близкое к нему по значению и в ряде случаев воспринимающееся как синоним слово “крестьяне”: “крестьяне речь ту слушали”, “жаль бедного крестьянина”, “весна нужна крестьянину и ранняя и дружная”, “дадут понять крестьянину”, “на мерочку господскую крестьянина не мерь”, “у каждого крестьянина душа, что туча черная” и т. д. и т. д.

Нет ни возможности, ни необходимости перечислить слова и выражения, подтверждающие отчетливо выявленную авторскую тенденцию – представить народную жизнь. но и силы, противодействующие нормальной, естественной народной жизни (поп, помещик – в одноименных главах; чиновники, купцы, – в главах “Сельская ярмонка”, “Пьяная ночь”, “Счастливые”. Все это расширяет содержание поэмы до общенациональных масштабов.

Композиционная структура первых трех частей соответствует общей задаче поэмы-эпопеи – показать целостность народной жизни, или, по словам Белинского, выразить “дух народа”, основы самосознания и вместе домашнюю жизнь, особенности семейного быта, привычки и поверья, разум и предрассудки, силу и слабость – словом, всю сложность внешней и внутренней жизни народа, многообразие черт народного характера, а также полноту обстоятельств как содействующих, так и противодействующих его развитию.

Таким образом, в прологе, первой, второй и третьей частях проявляется своеобразный конструктивный способ соподчинения, эпическое действие развивается вширь и вглубь, вовлекая все новый и новый материал из общей и частной жизни народа. Гармоничность конструктивных форм придает произведению ясность, естественность и стройность. Кажется, что весь разносторонний эпический мир сложился сам собой, что он живет по своим законам, что ход событий зависит не от авторской воли, а от стечения обстоятельств.

Последняя, четвертая часть (“Пир на весь мир”) придает произведению характер завершенности, в ней замыкается эпическое действие, начавшееся в прологе. Ид
ея семи странников, оформленная в прологе в виде решения искать счастливого, приобретает в “Пире на весь мир” характер всеобщности.

В спор вахлаков, “кто всех грешней, кто всех святей”, который в сущности своей, безусловно, сопряжен со спором о счастливом на Руси, вовлекались вместе с вахлаками все собравшиеся на берегу Волги. Общая татуащет как бы Н. А. Некрасов повторилась: в прологе это был спор семи мужиков, в “Пире на весь мир” – спор собравшейся на берегу Волги большой толпы, получивший характер широкого народного обсуждения. Действие в “Пире на весь мир” выносится на широкий простор.

Споры и прямые стычки собравшихся, эмоциональность восприятия легенд и песен, напряженность ситуаций свидетельствуют о всеобщем возбуждении умов, о страстности в поисках выхода.

 

Сочинение на тему “Родная природа”

Мы живем с вами в прекрасной стране где невероятные просторы, где можно найти красивейшие места, что аж захватывает дух. Как же хороша и прекрасна наша родная природа. Очень люблю путешествовать по стране и чаще всего провожу свое время в лесу. Там я чувствую себя по другому, ты отдыхаешь от городской суеты и можешь остаться со своими мыслями на едине. Но сильно огорчает как мы относимся к природе.

Подробнее...

Пословица “Семь раз отмерь – один отрежь”

С малых лет нам твердят: “7 раз отмерь – 1 раз отрежь”, предостерегая от поспешных, необдуманных действий. Рассмотрим смысл поговорки и растолкуем ее.

Возможное происхождение

Анализ источников, к сожалению, не дал никаких результатов. Но кажется, что выражение могло прийти из среды портных. Ведь отсечь что-то очень легко, но вот приладить обратно кусок материи так, чтобы не было видно швов, практически невозможно.

Поэтому и говорят “7 раз отмерь – 1 раз отрежь”, ибо пути назад уже не будет.

Когда мы выбираем продукты домой, то нам не стоит долго думать, ведь все и так почти понятно. Необходимо ориентироваться на наши желания или, может быть, планы на вечер. Например, мы придумали сделать на ужин спагетти с сыром, поэтому здесь не нужно долго думать, мы просто берем составляющие этого блюда.

Иначе обстоят дела, когда нужно принять судьбоносное решение. Например, куда пойти учиться? Здесь стоит взвесить все за и против, потом взять лист, расписать свои сильные и слабые стороны, подумать о своих интересах. Некоторые, правда, не столь фундаментально подходят к выбору специальности и доверяют вузу по географическому принципу, то есть тому, который находится ближе всего к дому. Они, конечно, рубят с плеча, а мы призываем придерживаться пословицы “7 раз отмерь – 1 раз отрежь”.

Правда, практика показывает, что фундаментально мы подходим к выбору специальности или нет, все равно выполняем стихийный социальный заказ. Проще говоря, большая часть наших профессиональных знаний так и пылится где-то у нас в подсознании, но зато неиспользуемые навыки образуют базу для нашей интуиции. Тот, кто доверяется реке времени, как правило, садится на мель. А наш объект исследования, помимо прочего, учит сознательному отношению к жизни.

Плюсы и минусы осторожности

Сознательность – это хорошо, но она воспитывается осторожностью. Человек порывистый вряд ли думает о последствиях своих действий, даже когда итоги совсем плачевные. Собственно, это и называется опытом. Есть заблуждение, что дурак учится на своих ошибках, а умный – на чужих. Практика показывает, что никто или почти никто не учится на чужих ошибках, потому что человек втайне верит в свою уникальность и непогрешимость. И. А. Бродский выразил это емкой строчкой: “Смерть – это то, что бывает с другими”. Причем выражение универсально, ибо болезни, неприятности, невзгоды – это все тоже случается с другими. Если бы чужой опыт чему-то учил, то, наверное, несчастий в мире было бы меньше. Хотя опыт ближайших родственников все-таки учит, тем более, когда человек непосредственно страдал от образа жизни, который диктуется хорошо известными вредными привычками. Но даже подобной “наукой” овладевают не все те, кто страдал в детстве, некоторые, наоборот, воспроизводят разрушительный образ жизни родителей, не найдя лучшего ответа для вызовов жизни.

Но тот, кто руководствуется выражением “7 раз отмерь – 1 раз отрежь”, как принципом, вряд ли попадет в лапы патологических иллюзий, ведь фразеологизм настаивает на предельно серьезном отношении к реальности и миру. Поэтому надо тщательно думать, прежде чем действовать.

Но у осторожной позиции есть и минусы, их легко предсказать. Основной недостаток сводится к аргументу, вернее, знаменитой цитате из фильма, который все обязательно посмотрят 31 декабря: “Великое вам не по плечу”. Человек, беспрестанно думающий о безопасности и о том, “как бы чего не вышло”, скорее всего, не сможет встретить безумную любовь или совершить авантюрный поступок. Но, конечно, поговорка “7 раз отмерь – 1 раз отрежь” не втягивает в свою смысловую орбиту патологии. Здесь говорится о банальном, но в то же время, умеренном здравомыслии. Последнего мы особенно желаем в преддверии новогодних праздников.

 

“Путешествие в Лондон” сочинение

Хотел бы я быть в Лондоне сейчас. Если бы я был там, я бы организовал экскурсию и дал бы вам хорошее представление об этом замечательном городе.

Как мы знаем, Лондон – столица Великобритании и один из крупнейших промышленных и культурных центров в Европе.

Подробнее...

Речь в жизни человека сочинение

Речь – это одно из важнейших средств общения. По тому, как человек разговаривает, сразу складывается впечатление о нем. Речь человека – это словно визитная карточка, благодаря ей мы легко понимаем, кто перед нами – ребенок или взрослый, человек с высшим образованием или безработный бродяга, вежливый или грубый. И если человек говорит с ошибками, ставит неправильные ударения, использует неуместные слова и слова-паразиты, то мы уже не считаем его приятным и культурным.

Подробнее...

Сочинение “Музыкальные инструменты”

Каждый музыкальный инструмент интересен и хорош, но по-своему и по-разному. А в руках настоящих исполнителей он превращается в чудо. Каждый из них имеет только свой индивидуальный, а поэтому неповторимый тембр звучания, свою особенность и привлекательность. Я уже окончила музыкальную школу по классу фортепиано, поэтому с большой уверенностью могу утверждать, что лучше инструмента, чем этот, просто не найти. Может это мое личное мнение.

Никакой инструмент не идет ни в какое сравнение с фортепиано по разным определениям: это и широта, и разнообразие возможностей, и по универсальности использования.

Подробнее...

Что значит быть русским сочинение

Современная молодежь абсолютно не заинтересована в своем культурном наследии. Школьников 21 века интересует все больше Запад, пестрящий, мигающий, такой веселый. Родители даже не задумываются, когда их малыши отдают предпочтение иностранным мультфильмам, песням, хотя ростки гражданственности идут именно из раннего детства.

Так кто же такой гражданин России. Многие выпускники, которые сдают экзамен по обществознанию, к своему стыду не знают даже слов гимна России, не говоря об основных вехах ее истории, вот одна из частичек гражданственности.

Подробнее...