Образ “маленького человека” – это своего рода обоб­щенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен пе­ред жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный го­сударственной машиной и вечной нуждой, порой он спосо­бен на протест. Однако бунт “маленького человека” зачас­тую имеет для него трагические последствия – безумие, падение, смерть.

Впервые образ “маленького человека” встречается на страницах знаменитого “Путешествия из Петербурга в Москву” А. Радищева. Этот образ мы находим также в бас­нях и пьесах И. Крылова. Стоит вспомнить хотя бы образы царевны Подщипы и принца Слюняя. Не обошел его своим вниманием и А. Пушкин (“Медный Всадник”, “Станционный смотритель”).

Но наиболее ярко, полно и широко тема “маленького человека” зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И мы вряд ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ “маленького человека” начинает свое шествие по страни­цам произведений русской классики XIX века.

Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя на­зывается “петербургским”. Образ “маленького человека” яв­ляется порождением большого города. Если А. Пушкин от­крыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях “Нос”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Ши­нель”. В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной сто­роны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, ко­торым позавидовала бы любая европейская столица. С дру­гой стороны, это был город глухих и вечно темных дво­ров, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чинов­ники, ремесленники и нищие художники.

Пораженный картиной глубоких и непреодолимых об­щественных противоречий, в своем творчестве Н. Гоголь ставит друг против друга, как бы сталкивает между собой две ипостаси столицы. Например, в повести “Невский про­спект” мы видим толпу чиновников с женами во время пре­добеденной прогулки. Но среди всей этой массы людей нет человеческих лиц, а только “бакенбарды… пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды атласные, черные как соболь или уголь”, усы “никаким пером, никакою кистью не изобразимые”, ты­сячи разных шляпок и платьев. Возникает ощущение, что мы оказались на.

Выставке туалетов, причесок и делан­ных улыбок. Все эти люди стремятся произвести друг на друга впечатление не своими человеческими качествами, а изысканной внешностью. Но за этой внешней изящнос­тью и блеском скрывается нечто низкое, бездушное и бе­зобразное. Н. Гоголь предупреждает: “О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче пла­щом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не гля­деть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!”

И среди всей этой самодовольной нарядной толпы мы встречаем скромного молодого человека – художника Пискарева. Он доверчив, чист и влюблен в прекрасное. На Нев­ском проспекте Пискарев встречает юную красавицу, ко­торая кажется ему идеалом доброты и нежности. И он сле­дует за красавицей, которая приводит его в свой дом. Но дом оказывается обыкновенным притоном, где пьянствуют и кутят те самые благообразные чиновники. Они выс­меивают высокие чувства Пискарева. Обманутый худож­ник погибает. Его гибель является трагическим результа­том столкновения с жестокой и грязной реальностью.

С презрением и пренебрежением относятся окружаю­щие и к мелкому чиновнику Поприщину из “Записок су­масшедшего”. Ведь у него “нет ни гроша за душой”, а потому он “нуль, более ничего”. Работа Поприщина заклю­чается в ежедневной починке перьев для директора депар­тамента. Очарование роскошной жизни знати восхищает и подавляет мелкого чиновника. Но в генеральском доме к нему относятся, как к неодушевленному предмету. И это вызывает протест в сознании Поприщина. Он мечтает стать генералом “только для того, чтобы увидеть, как они будут увиваться…” Но и здесь торжествует трагедия – Поприщин сходит с ума.

Дикие нравы чиновничьего мира, где ценится не чело­век, а его положение и чин, показывает Н. Гоголь и на примере злоключений коллежского асессора Ковалева в повести “Нос” и в трагической истории переписчика бумаг Акакия Акакиевича Башмачкина в повести “Шинель”.

Дальнейшее свое развитие образ “маленького челове­ка” получил в произведениях А. Герцена, Н. Некрасова, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Сойдя со стра­ниц художественной классики в начале XX века, “ма­ленький человек” совершил революцию и превратился в номинального хозяина огромной страны.

 

Сочинение Куприн “Поединок”

Повесть А. И. Куприна вышла в мае 1905 года. Автор продолжил в ней описание армейской жизни. Из зарисовок быта захолустного гарнизона вырастает социальное обоб­щение разложения не только армии, но и страны в целом, государственной системы.

Это повесть о кризисе, охватившем различные сферы русской жизни. Всеобщая ненависть, разъедающая армию, – это отражение вражды, которая охватила цар­скую Россию.

В “Поединке”, как ни в одном из других своих произ­ведений, Куприн с большой художественной силой изобра­зил моральное разложение офицерства, показал тупых ко­мандиров, лишенных каких-либо проблесков гражданского служения. Показал замордованных, запуган­ных солдат, отупевших от бессмысленной муштры, таких, как тщедушный левофланговый солдат Хлебников. Гуман­ные офицеры если и встречались, то подвергались насмешкам, бессмысленно гибли, как подпоручик Ромашов, или спивались, как Назанский.

Куприн сделал своим героем гуманного, но слабого и тихого человека, который не борется со злом, а страдает от него. Даже фамилия героя – Ромашов – и та подчеркивала мягкость, незлобивость этого человека.

Куприн рисует Георгия Ромашова с сочувствием и симпатией, но и с авторской иронией. История Ромашова, внешне связанная с армией, – не просто история молодого офицера. Это история молодого человека, который пере­живает то,” что Куприн называет “периодом созревания души”. Ромашов на протяжении повести нравственно вы­растает, находит ответы на очень важные для себя вопросы. Он вдруг приходит к выводу о ненужности армии, но понимает это очень наивно. Ему кажется, что стоит всему человечеству сказать “не хочу!” – и война станет немыс­лимой и армия отомрет.

Подпоручик Ромашов решает порвать с окружающим, понимает, что у каждого солдата есть свое “я”. Он наметил для себя совсем новые связи с миром. Заглавие повести имеет такое же обобщающее решение, как и ее основной конфликт. На протяжении повести идет поединок между молодым человеком, возрождающимся для нового, и раз­нообразными силами старого. Куприн пишет не о поединке чести, а об убийстве на дуэли.

Окончательный предательский удар нанесен Ромашо­ву в любви. Пренебрежение к слабым, ненависть к чувству жалости, которая звучала в речах Назанского, осуществля­ется на практике Шурочкой. Презирая окружающую среду и ее мораль, Шурочка Николаева оказывается ее неотъем­лемой частью. Символически завершается сюжет повести: против человека, начавшего расправлять крылья, старый мир бросает все силы.

Летом и осенью 1905 года повесть Куприна всколых­нула читателей в русской армии и во всей стране, очень скоро появились ее переводы на основные европейские языки. К писателю приходит не только широчайшая все­российская слава, но и общеевропейская известность.

 

Сочинение на тему “Профессия строитель”

Без чего не может обойтись человек? Конечно же, без еды, без воды и без воздуха. А еще всякий нормальный человек не может обойтись без труда. Именно человеческим трудом создано все самое прекрасное, что существует на нашей планете, создано все, что необходимо для комфортной жизни. Множество архитектурных шедевров, которые дошли до нашего времени из глубины веков и еще больше современных творений были созданы руками строителей.

Подробнее...

“Зимние каникулы” сочинение

Первое утро моих каникул начиналось с вкусного завтрака, приготовленного мамой. Потом мы с друзьями пошли на каток, там продают очень вкусный горячий шоколад. Мы долго катались, пока не выбились из сил. Зато было очень весело, мы насмеялись от души. На следующий день у меня немного болели мышцы, но это мелочи.

Еще мы с папой выезжали за город, чтобы покататься на лыжах и резиновых кругах. Нестись на них с горы очень весело и немного страшно. От скорости у меня перехватывало дух и я не мог сдержать криков и смеха.

Подробнее...

Изобразительное искусство сочинение

Во все века изобразительное искусство радовало и удивляло людей способностью творить шедевры, воссоздавая реальность или же перенося воображаемые миры на холсты. Художники, с головой погружаясь в свое увлечение, тратили последние деньги на редкие на тот момент материалы; они писали картины годами, вкладывая душу в свои работы, что довольно заметно отразилось на их результате, и теперь мы с восхищением рассматриваем каждую деталь шедевров, выставленных в музеях и галереях.

Подробнее...

Каковы основные положения эстетической программы футуристов

Футуризм – (от лат. futurum – будущее), общее название авангардистских художественных движений 1910-х – начала 20-х годов в некоторых европейских странах прежде всего Италии и России

Футуризм. Возник и наиболее полно был реализован в изобразительном и словесных искусствах России в период 1909-15 гг. Главные теоретики: В. Хлебников, А. Крученых. Тенденции в живописи наиболее полно реализовали М. Ларионов и Н. Гончарова и К. Малевич.

Подробнее...

Памятник писателю

Узнав тему сочинения, я сразу поняла, о памятнике какому писателю я хотела бы написать. Конечно, о памятнике Лермонтову. Почему именно ему? Попробую объяснить.

Имя замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова знакомо нам давно. И многое нам уже известно о нем, но каждая встреча с поэтом всегда приносит что-то новое, ведь он был не просто и не только поэтом, прозаиком, – он играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

Подробнее...