Образ “маленького человека” – это своего рода обоб­щенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен пе­ред жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный го­сударственной машиной и вечной нуждой, порой он спосо­бен на протест. Однако бунт “маленького человека” зачас­тую имеет для него трагические последствия – безумие, падение, смерть.

Впервые образ “маленького человека” встречается на страницах знаменитого “Путешествия из Петербурга в Москву” А. Радищева. Этот образ мы находим также в бас­нях и пьесах И. Крылова. Стоит вспомнить хотя бы образы царевны Подщипы и принца Слюняя. Не обошел его своим вниманием и А. Пушкин (“Медный Всадник”, “Станционный смотритель”).

Но наиболее ярко, полно и широко тема “маленького человека” зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И мы вряд ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ “маленького человека” начинает свое шествие по страни­цам произведений русской классики XIX века.

Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя на­зывается “петербургским”. Образ “маленького человека” яв­ляется порождением большого города. Если А. Пушкин от­крыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях “Нос”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Ши­нель”. В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной сто­роны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, ко­торым позавидовала бы любая европейская столица. С дру­гой стороны, это был город глухих и вечно темных дво­ров, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чинов­ники, ремесленники и нищие художники.

Пораженный картиной глубоких и непреодолимых об­щественных противоречий, в своем творчестве Н. Гоголь ставит друг против друга, как бы сталкивает между собой две ипостаси столицы. Например, в повести “Невский про­спект” мы видим толпу чиновников с женами во время пре­добеденной прогулки. Но среди всей этой массы людей нет человеческих лиц, а только “бакенбарды… пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды атласные, черные как соболь или уголь”, усы “никаким пером, никакою кистью не изобразимые”, ты­сячи разных шляпок и платьев. Возникает ощущение, что мы оказались на.

Выставке туалетов, причесок и делан­ных улыбок. Все эти люди стремятся произвести друг на друга впечатление не своими человеческими качествами, а изысканной внешностью. Но за этой внешней изящнос­тью и блеском скрывается нечто низкое, бездушное и бе­зобразное. Н. Гоголь предупреждает: “О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче пла­щом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не гля­деть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!”

И среди всей этой самодовольной нарядной толпы мы встречаем скромного молодого человека – художника Пискарева. Он доверчив, чист и влюблен в прекрасное. На Нев­ском проспекте Пискарев встречает юную красавицу, ко­торая кажется ему идеалом доброты и нежности. И он сле­дует за красавицей, которая приводит его в свой дом. Но дом оказывается обыкновенным притоном, где пьянствуют и кутят те самые благообразные чиновники. Они выс­меивают высокие чувства Пискарева. Обманутый худож­ник погибает. Его гибель является трагическим результа­том столкновения с жестокой и грязной реальностью.

С презрением и пренебрежением относятся окружаю­щие и к мелкому чиновнику Поприщину из “Записок су­масшедшего”. Ведь у него “нет ни гроша за душой”, а потому он “нуль, более ничего”. Работа Поприщина заклю­чается в ежедневной починке перьев для директора депар­тамента. Очарование роскошной жизни знати восхищает и подавляет мелкого чиновника. Но в генеральском доме к нему относятся, как к неодушевленному предмету. И это вызывает протест в сознании Поприщина. Он мечтает стать генералом “только для того, чтобы увидеть, как они будут увиваться…” Но и здесь торжествует трагедия – Поприщин сходит с ума.

Дикие нравы чиновничьего мира, где ценится не чело­век, а его положение и чин, показывает Н. Гоголь и на примере злоключений коллежского асессора Ковалева в повести “Нос” и в трагической истории переписчика бумаг Акакия Акакиевича Башмачкина в повести “Шинель”.

Дальнейшее свое развитие образ “маленького челове­ка” получил в произведениях А. Герцена, Н. Некрасова, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Сойдя со стра­ниц художественной классики в начале XX века, “ма­ленький человек” совершил революцию и превратился в номинального хозяина огромной страны.

 

Сочинение “Золотое детство”

Когда мне было лет пять или шесть, я хотела быстрее вырасти, чтобы дотягиваться до ручки холодильника. Сейчас я с легкостью открываю холодильник, но мне снова хочется вернуться в то время, когда я была самой маленькой в семье. Вот такой смешной парадокс. Пожалеешь, когда потеряешь – мой случай.

Детство – это страна, где никто не умирает. Не помню, чье это высказывание, но оно очень точное. Это страна, в которой всегда весело, но никто не замечает, как покидает ее пределы. Вот и я не могу вспомнить, когда оно закончилось. Единственное утешение – у меня остались тысячи мелких приятных воспоминаний о золотой поре моей жизни.

Подробнее...

“Душой дитя судьбой монах”

Они закреплены в сознании юноши независимо от воспитания. Социально этот момент никак не обусловлен, а дан в качестве антитезы монастырскому бытию. Внутренняя жизнь героя, его сознание Не подчиняются социальным от-| ношениям, а контрастируют с ними. Напротив, внешняя жизнь Мцыри – вынужденное пребывание в монастыре (“Но после к плену он привык, Стал понимать чужой язык, Был окрещен святым отцом И, с шумным светом незнаком, Уже хотел во цвете лет Изречь монашеский обет…”) – может вполне быть объяснена социальными условиями, в результате которых герой изолирован от своей естественной, родственной ему природной и человеческой среды.

Подробнее...

Сочинение деловой этикет

В цивилизованном мире, именно этикет отличает человека от животного. Он бывает нескольких видов – деловой, речевой, этикет телефонного разговора, этикет обмена визитными карточками, этикет приема сотрудников и многие другие виды. Что такое этикет?

Этикет – правила поведения людей, установленные в обществе. При помощи этикета можно даже понять, какие между людьми отношения – близкие они, далекие, холодные, деловые. Все чаще именно деловой этикет постоянно помогает нам по жизни. Соблюдая правила делового этикета, вы тем самым можете найти себе достойную работу, или же продвинуться вверх по карьерной лестнице.

Подробнее...

Сочинение “О жизни”

Жизнь человека – самое дорогое, что у него есть. Она неповторима, уникальна, она бесценна. Жизнь человека – Божий дар! Но почему-то мало кто из нас серьезно задумывается над тем, как он живет, для чего живет и что оставит после себя.

Люди ценят драгоценные камни. Они берегут их, подбирают красивую оправу, бережно хранят и боятся потерять, а самую главную драгоценность – нашу жизнь – часто пускают на самотек. Мы, не задумываясь проживаем день за днем, растрачиваем время на пустые развлечения или бездельничаем возле телеэкрана. Но наступит момент, когда каждый человек остановится и спросит себя: “А зачем я живу? Для чего мне жизнь моя дана?” Ведь если судьбой, природой, какими-то высшими силами было предопределено наше появление на свет, значит, это не случайно. Значит, в нашей жизни есть какой-то смысл.

Подробнее...

“Что такое правда?” сочинение

О таких понятиях как, правда и ложь задумывались многие мыслители, жившие в прошлом и живущие в настоящем. Казалось бы, все люди понимают и знают, что обозначают данные понятия. Еще существуют понятия, как горькая правда и сладкая ложь. Так почему же, правда горькая? Да потому, что бывает такая правда, которая будет неприятна тому, от кого ее скрывают. Рассказав такую правду, можно причинить человеку боль и неизвестно как он будет жить дальше. Несомненно, многие люди убеждены, что знать правду лучше, какой бы она ни была, чем тешить себя надеждами и слушать ложь. Конечно же, любой человек вправе знать всю правду.

Подробнее...

Сочинение на тему “Писатель”

Великие литературные классики, так же, как и наши с вами талантливые современники, чьи уникальные творения восхищают сегодня и непременно будут востребованы завтрашним читателем, являются связующим звеном между прошлыми и будущими поколениями. Познавательное сочинение о писателе обобщает творчество разных эпох, призывая нынешних школьников активнее приобщаться к мировому культурному наследию.

Рождается человек и, созерцая окружающий мир. впитывает в себя новые чувства и эмоции. Он растет, развивается, пользуется бесценными дарами природы и, наконец, испытывает потребность рассказать обо всем этом людям.

Подробнее...