Образ “маленького человека” – это своего рода обоб­щенный портрет не знатного или родовитого, но бедного, оскорбляемого высшими по чину сослуживцами мелкого чиновника. Это бесправный человек, который бессилен пе­ред жизнью и ее обстоятельствами. Порабощенный го­сударственной машиной и вечной нуждой, порой он спосо­бен на протест. Однако бунт “маленького человека” зачас­тую имеет для него трагические последствия – безумие, падение, смерть.

Впервые образ “маленького человека” встречается на страницах знаменитого “Путешествия из Петербурга в Москву” А. Радищева. Этот образ мы находим также в бас­нях и пьесах И. Крылова. Стоит вспомнить хотя бы образы царевны Подщипы и принца Слюняя. Не обошел его своим вниманием и А. Пушкин (“Медный Всадник”, “Станционный смотритель”).

Но наиболее ярко, полно и широко тема “маленького человека” зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И мы вряд ли ошибемся, если скажем, что с творчества Н. Гоголя образ “маленького человека” начинает свое шествие по страни­цам произведений русской классики XIX века.

Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя на­зывается “петербургским”. Образ “маленького человека” яв­ляется порождением большого города. Если А. Пушкин от­крыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях “Нос”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Ши­нель”. В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной сто­роны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, ко­торым позавидовала бы любая европейская столица. С дру­гой стороны, это был город глухих и вечно темных дво­ров, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чинов­ники, ремесленники и нищие художники.

Пораженный картиной глубоких и непреодолимых об­щественных противоречий, в своем творчестве Н. Гоголь ставит друг против друга, как бы сталкивает между собой две ипостаси столицы. Например, в повести “Невский про­спект” мы видим толпу чиновников с женами во время пре­добеденной прогулки. Но среди всей этой массы людей нет человеческих лиц, а только “бакенбарды… пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук, бакенбарды атласные, черные как соболь или уголь”, усы “никаким пером, никакою кистью не изобразимые”, ты­сячи разных шляпок и платьев. Возникает ощущение, что мы оказались на.

Выставке туалетов, причесок и делан­ных улыбок. Все эти люди стремятся произвести друг на друга впечатление не своими человеческими качествами, а изысканной внешностью. Но за этой внешней изящнос­тью и блеском скрывается нечто низкое, бездушное и бе­зобразное. Н. Гоголь предупреждает: “О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче пла­щом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не гля­деть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!”

И среди всей этой самодовольной нарядной толпы мы встречаем скромного молодого человека – художника Пискарева. Он доверчив, чист и влюблен в прекрасное. На Нев­ском проспекте Пискарев встречает юную красавицу, ко­торая кажется ему идеалом доброты и нежности. И он сле­дует за красавицей, которая приводит его в свой дом. Но дом оказывается обыкновенным притоном, где пьянствуют и кутят те самые благообразные чиновники. Они выс­меивают высокие чувства Пискарева. Обманутый худож­ник погибает. Его гибель является трагическим результа­том столкновения с жестокой и грязной реальностью.

С презрением и пренебрежением относятся окружаю­щие и к мелкому чиновнику Поприщину из “Записок су­масшедшего”. Ведь у него “нет ни гроша за душой”, а потому он “нуль, более ничего”. Работа Поприщина заклю­чается в ежедневной починке перьев для директора депар­тамента. Очарование роскошной жизни знати восхищает и подавляет мелкого чиновника. Но в генеральском доме к нему относятся, как к неодушевленному предмету. И это вызывает протест в сознании Поприщина. Он мечтает стать генералом “только для того, чтобы увидеть, как они будут увиваться…” Но и здесь торжествует трагедия – Поприщин сходит с ума.

Дикие нравы чиновничьего мира, где ценится не чело­век, а его положение и чин, показывает Н. Гоголь и на примере злоключений коллежского асессора Ковалева в повести “Нос” и в трагической истории переписчика бумаг Акакия Акакиевича Башмачкина в повести “Шинель”.

Дальнейшее свое развитие образ “маленького челове­ка” получил в произведениях А. Герцена, Н. Некрасова, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Сойдя со стра­ниц художественной классики в начале XX века, “ма­ленький человек” совершил революцию и превратился в номинального хозяина огромной страны.

 

Текст о временах года на русском

Все четыре времени года по своему уникальны, у каждого из них имеются свои особенные черты, которые с каждым годом удивляют своими красивыми явлениями. У каждого человека есть свое любимое время года. Кому-то нравиться весна, кому-то лето, а кому-то осень или зима. Все зависит от вкуса и предпочтения. Начнем с весны.

Весна – это самое прекрасное время года, который включает в себя март, апрель и май месяцы. С ее приходом возрождается природа и начинается новая жизнь. Постепенно тает снег и мороз, ощущается свежее дыхание. На голубом небе светит солнышко, согревая своими лучами.

Подробнее...

Причины деградации личности

Деградация – это заболевание и отнюдь, не редкое. Многие из нас уже на пути к этой личностной “благодати”, сами того не осознавая. Деградация личности – это не что иное, как потеря работоспособности, воли, интересов, чувств, принципов. Одним словом, глобальный примитивизм человека, который наступает, не по воле Божьей, а кирпичик за кирпичиком строится самой личностью.

Лучшие примеры полной деградации личности – это алкоголики (наркоманов трогать не будем, их все-таки еще меньше, чем любителей ополоснуть горло).

Подробнее...

“Единение человека с природой” сочинение

Тема человека и природы всегда была одной из главных в русской литературе. В своих произведениях писатели исследовали стремление человека быть ближе к природе, ее живительным сокам, потому что утрата природной гармонии ведет к ожесточению человеческих взаимоотношений, к очерствению души и полной бездуховности.

Тема “естественного человека” была заявлена впервые французским писателем-просветителем Ж.-Ж. Руссо, который считал, что только вдали от цивилизации, на лоне природы, может сформироваться совершенный человек, не знающий пороков.

Подробнее...

Сочинение на тему “Неразделенной любви”

Могу ли я в свои, еще не совсем взрослые годы говорить о таком чувстве как любовь. Мама говорит, что мне еще рано испытывать это чувство, и я до конца не смогу понять это ли оно. В моем случае это может быть симпатия, привязанность или что-то подобное. К большой, сильной и взрослой любви мне еще далеко.

Я это прекрасно понимаю, но почему никто никогда не задумывался, что есть и подростковая любовь. Да, возможно, это не то сильное чувство любви, но, тем не менее, оно существует.

Подробнее...

Орфография сочинение

Знание языка – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. И оно невозможно без знания правил русской орфографии. Поэтому я полностью согласен с мнением Ильи.

Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но ведь существуют простые принципы русской орфографии, усвоив которые Вы не будете испытывать затруднений. В тексте “……” М. Пришвина написания слов “……”, “……” основаны на морфологическом принципе, а, например, “……” и “……” – пишутся в соответствии с традиционным.

Подробнее...

Поэзия в жизни человека

Что такое слова? Всего лишь то, что помогает нам понимать друг друга. А что такое поэзия? Это стихия, в которой мы можем выражать наши мысли, не боясь осуждения или непонимания. Когда человека посещает муза или приходит вдохновение, его уже не удержать – энергия и строки бьют изнутри, вырывают сердце и просятся на бумагу.

И вот, воодушевленный человек берет в руки любой пишущий инструмент и начинает творить. При этом потоки необходимых слов ложатся на листы в ровные столбики, подчеркивая рифмой окончания слов для созвучности. Но не только рифма есть в поэзии, есть еще и жизнь, человеческая жизнь, которая нас окружает или которую мы хотим создать.

Подробнее...