Один из первых читателей поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” П. Ф. Заикин так описал свои впечатления после прочтения произведения: “Все, что есть гадкого, гнусного и подлого в России, все здесь обнаружено. Разговор помещиков, помещиц, лакеев, кучеров с лошадьми и жизнь каждого и вообще целой России, т. е. провинциальных жителей, охарактеризованы очень верно: одним словом, когда я прочел поэму, как будто вышел из этого пошлого, безотрадного общества”.

Не можем не согласиться с мнением П. Ф. Заикина: действительно, в поэме отображена вся Россия такой, какая она есть, и, закрыв после прочтения книгу, можно выйти из этого пошлого и безотрадного общества, но каким образом можно закрыть книгу жизни? Каким образом можно убежать от всех этих помещиков и помещиц? Куда можно убежать от чичиковых, Маниловых, ноздревых, собакевичей, коробочек, губернаторов, вице-губернаторов, полицеймейстеров и прочей братии?

Необходимо помнить, что сам Гоголь, нарисовавший столь пеструю картину русского дворянского общества, утверждал, что каждый из его персонажей, за исключением, пожалуй, Плюшкина, реально представляет собой не того, кем хотел бы казаться. Например, характеристика Чичикова: “Нельзя, однако же, сказать, чтобы природа героя нашего была так сурова и черства и чувства его были до того притуплены, чтобы он не знал ни жалости, ни сострадания; он чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме, чтобы не трогать уже тех денег, которых положено было не трогать; словом, отцовское наставление: береги и копи копейку – пошло впрок”. Или же характеристика Манилова: “На взгляд он был человек видный. От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета”. Это люди-марионетки, и управляет ими не высшая справедливая сила, а их собственные низкие и пошлые страстишки. Впрочем, сам Гоголь видит своих героев в несколько ином аспекте. “Мудр тот,- говорит автор, – кто изучает и положительные и отрицательные характеры для того, чтобы избежать собственных ошибок”. Даже в самом великом человеке неожиданно может разрастись огромный страшный червь, “самовластно обративший к себе все жизненные соки”. Этот червь — человеческие страсти и страстишки: “и не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рожденном на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое”. Страсть может быть прекраснейшей, и тогда блажен тот, кто ее избрал. Страсть может быть ничтожной и подлой, но даже в этом чувствуется проявление высшей силы. И прекраснейшая страсть, и низкая, ничтожная – “одинаково вызваны они для неведомого человеком блага”. Эти рассуждения помогают нам понять не только противоречивость гоголевских героев, но и русского общества в целом.

Трудно представить, что писатель, ставя перед собой трудную задачу – изобразить всю Русь (“Вся Русь явится в нем”), – пытался заставить читателей возненавидеть атмосферу их общего родного дома. Задача смеха и сатиры иная – высмеять, чтобы посмеяться и вылечиться. Нельзя молчать и умалчивать.

Автор обращается к патриотам, которые считали, что негативные явления общественной жизни должны умалчиваться. В метафоричной форме автор отображает навязываемое ему видение роли литератора, рассказывая притчу о жизни Кифы Мокиевича и его родного сына богатыря Мокия Кифовича. Кифа Мокиевич всю жизнь бился над трудной задачей: почему зверь рождается нагишом, а не вылупливается, как птица, из яйца. В то же время его “шаловливый” сынок-богатырь развертывал свою “плечистую натуру”. Все бежали прочь, едва завидя его, так как “даже собственную кровать в спальне изломал он в куски”. А когда пострадавшие обращались за защитой к отцу обидчика, тот соглашался с “шаловливостью” сынка, однако наказывать его не торопился, объясняя это уже довольно солидным возрастом мальчика. “Уж если он и останется собакой, – говорил Кифа Мокиевич, – так пусть же не от меня об этом узнают, пусть не я выдал его”. Время шло, однако в семействе Кифы Мокиевича ничего не менялось: Мокий Кифович продолжал терроризировать округу, а наш “философ” Пришел к выводу, что если бы слон родился в скорлупе, то это была бы такая толстая скорлупа, что даже пушкой не пробьешь. Значит, необходимо выдумать какое-нибудь новое огнестрельное орудие.

В чем обвиняет автор патриотов? Конечно же, не в том, что они выступают за упрочение авторитета Руси во всем мире, а в том, что они боятся “глубоко устремленного взора” и любят “скользнуть по всему недумающими глазами”.

Возникает еще один вопрос: совместимо ли негативное изображение с надеждой на будущее или нет? Ведь в окончании книги звучит насмешка: Русь, куда несешься ты? Сама не знаешь, не даешь ответа. В этой связи обратим внимание на то, что очень важным элементом развития сюжета в поэме является дорога. Действительно, дорога – важный элемент движения, но не географического (от одного объекта к другому, от одного помещика к другому), а исторического – от неразумной Руси “мертвых душ” к грядущей великой, свободной России. Обыкновенная бричка, в которой ездят господа средней руки – холостяки, претерпевает чудесное превращение, которое отображает внутренний стержень гениальной поэмы: неизбежность грядущей победы истинной, действительной Руси. К ней стремился с первых строк поэмы ее автор и ее лирический герой. Он видел ее, бедную, он слышал ее песню, звуки которой проникали в душу.

Чего же ждала Русь от своего гениального писателя? Он отвечает: “Кто же, как не автор, должен сказать святую правду?” – это правда о мире “мертвых душ”. Можно обратиться к понятию “катарсис”, имеющему отношение к древнегреческой трагедии, введенному Аристотелем. Катарсис – это очищение души путем сострадания и страха. Автор – лирический герой, чья душа пережила страдания, ибо вынуждена была погрузиться в низменную тину мелочей, заглянуть на дно пошлых характеров, очищается от грязи и пошлости видением будущего Руси. Герцен писал в одном из первых дневниковых откликов на поэму, что “там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он видит удалую, полную силы национальность” и что от этого “кровь как-то хорошо обращается у русского в груди”. Однако никакие отрадные перспективы не отменяют существующего, никакой взгляд в будущее “не мешает настоящему отражаться во всей отвратительной действительности”. Итак, поэма “Мертвые души” – это правда о Руси, о ее “отвратительной действительности”, о трагедии ее истории и народа.

 

Сочинение “Три смерти”

Гоголь написал произведение “Тарас Бульба” с очень интересным сюжетом. Но вместе с тем, что повесть интересна, она еще и трагична в какой-то мере, ведь именно в ней почти в конце произведения были описаны три смерти подряд. Все главные герои повести “Тарас Бульба” умерли конце, так как историческая заметка присутствует в самом целом сюжете произведения. Именно потому на протяжении всего рассказа идется еще и речь о боевых действиях, военных, того времени.

Тарас Бульба, его сыновья – Остап и Андрей – вот главнее герои повести. Именно эти герои и погибли в конце повести, так как сюжет очень трагичен в конце, ведь все герои оказались очень смелыми и решительными в своих целях и достижениях.

Подробнее...

Сочинение “Что значит быть сильным”

Когда мы говорим о силе, то преимущественно имеем в виду силу физическую, выносливость, стойкость. Сильным также считается человек, который не нуждается в сострадании, отвергающий помощь. Но в большинстве случаев такой человек все же руководствуется гордыней. В нем говорит не сила духа и характера, а желание показать чего он стоит. Истинно сильный человек, по моему мнению, это синоним зрелой личности, это человек, который имеет внутреннее равновесие, умеет справляться самостоятельно со многими вещами, но при необходимости умеет просить о помощи у других и готов сам ее оказывать.

Подробнее...

Легко ли делать добро

Известно: зло – это плохо, а добро – хорошо. Но всегда ли мы делаем добро и поступаем хорошо? Легко ли делать добро? Мне кажется, это зависит от того, какой ты человек. Что для тебя важнее:

Личный покой и беззаботность или забота и беспокойство о других? Будешь ли ты делать добро другому, если это может тебя ущемить? На эти вопросы можно найти ответы в книге книг – Библии. В Новом завете (вторая часть Библии) есть притча о милосерд ном самарянине. В ней говорится о человеке, отправившемся из Иерусалима в Иерихон и попавшем в руки разбойников. Разбойники избили его, ограбили и оставили едва живым на дороге.

Подробнее...

Рославлев, или Русские в 1812 году

Печатая мой второй исторический роман, я считаю долгом принести чувствительнейшую благодарность моим соотечественникам за лестный прием, сделанный ими “Юрию Милославскому”. Предполагая сочинить эти два романа, я имел в виду описать русских в две достопамятные исторические эпохи, сходные меж собою, но разделенные двумя столетиями; я желал доказать, что хотя наружные формы и физиономия русской нации совершенно изменились, но не изменились вместе с ними: наша непоколебимая верность к престолу, привязанность к вере предков и любовь к родимой стороне. Не знаю, достиг ли я этой цели, но, во всяком случае, полагаю необходимым просить моих читателей о нижеследующем:

Подробнее...

Доклад на тему моя любимая сказка

В детстве мама читала мне множество сказок, мне нравилось слушать их перед сном и, представляя сказочные картины, засыпать под звук маминого голоса. Мне нравилось много сказок: и “Красная шапочка”, и “Три поросенка”, но любимой стала сказка о Золушке.

Эта история о девушке с добрым сердцем, отец которой женился на злой, сварливой женщине. У мачехи было две родные дочери, которых она очень любила, а на падчерицу ее любви не хватило.

Подробнее...

Сочинение “Судьба человека” тема войны”

Литературу преобразили большое количество талантливых и оригинальных поэтов и писателей, среди таких прекрасных людей особого места заслуживает Михаил Александрович Шолохов, который внес неоценимый вклад в развитие литературы. Его незабываемое произведение под названием “Судьба человека” поднимает множество проблем, над которыми следует задуматься.

Главный персонаж данной книги является Андрей Соколов, который посвятил свою жизнь защите Родины, человеческих судеб от такого страшного явления, как фашизм. Во время боевых действий герой пережил многое: он терял не только своих товарищей, друзей, но и родных, которых любил всем сердцем.

Подробнее...