Литературные антиподы – это противоположные друг другу персонажи

В широком смысле антиподы – это противоположные друг другу сущности. Термин заимствован из древнегреческого языка, где обозначал противостоящие вещи, явления и величины. Понятие используется в физике, философии, литературе и других сферах науки и искусства.

Где обитают антиподы

Антиподами с точки зрения географии можно, например, назвать жителей Новой Зеландии и Испании, поскольку эти страны расположены в строго противоположных друг другу точках планеты.

Толковые словари русского языка среди других значений единодушно выделяют следующее: антиподы – это люди противоположных взглядов, убеждений, поступков и т. д. Именно с этим значением связан и литературный прием, при помощи которого автор создает картину жизни и высказывает свою концепцию.

Герой-антипод в литературном произведении интересен не только с точки зрения сюжетных коллизий. Его присутствие создает конфликт и помогает читателю пристальней вглядеться в главного героя, увидеть скрытые мотивы его поступков, досконально понять идею произведения.

Русская классика богата такими литературными парами, которые представляют антиподов. Причем эти персонажи могут быть не только врагами, но и лучшими друзьями, что не мешает им быть антиподами. Онегин и Ленский, о которых Пушкин говорит, что они “как лед и пламень”, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Печорин и Грушницкий, Гринев и Швабрин, Обломов и Штольц, Карамазовы – Иван и Алеша – это далеко не полный ряд имен.

Вечный поединок

В блестящей комедии А. Грибоедова “Горе от ума” у пылкого и остроумного Чацкого тоже есть антиподы. Это прежде всего “скромненький” Молчалин. Этих людей и вовсе не ставить бы рядом – настолько они далеки по образу мыслей друг от друга, да только их сближает один предмет любви – Софья Фамусова. Оба героя по-своему умны, но ум этот разный. Молчалин, убежденный в том, что “надобно зависеть от других” снискал признание за угодливость, обходительность, прагматичный профессионализм и осторожность. В противовес ему, искренний, талантливый, независимый Чацкий, который “вольность хочет проповедать”, признан большинством как сумасшедший. Здравый смысл конформиста Молчалина, казалось бы, одерживает победу над “безумным” дерзким неприятием пошлости, лицемерия и глупости. Однако симпатии все же на стороне вольнолюбца Чацкого, который уезжает из Москвы с разбитым сердцем. Присутствие в пьесе героя-антипода делает конфликт особенно выразительным и подчеркивает, насколько типична судьба одиночки, вздумавшего противоречить большинству.

Тайна истинной любви

В романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание” распознать антиподов главного героя удается не сразу. На первый взгляд, совершенно противоположными Раскольникову видятся Свидригайлов и Лужин, от которых герою хочется оградить и спасти людей. Однако постепенно мы понимаем, что поглощенный своей идеей Раскольников является, скорее, их двойником – по бесчеловечному, циничному и преступному содержанию этой идеи. Тем не менее у Раскольникова есть антиподы – это Соня Мармеладова и Порфирий Петрович. Последний был в молодости очарован подобными раскольниковским воззрениями, но совесть не позволила ему пойти по этому пути. А Соня тоже “преступила”, но не отняв жизнь у других, а отдав себя в жертву ради других. Благодаря такому противопоставлению автор помогает нам понять, в чем состоит истинная суть христианского милосердия и любви.