Почему, анализируя роман Ивана Александровича Гончарова, обычно вычленяют тему “Один день из жизни Обломова”? Как известно, человека формируют обстоятельства, складывающиеся вокруг него. Кроме того, по внешним деталям можно многое сказать о характере человека. Косвенно о нем сообщает и обстановка жилища. Обо всем этом рассказывает нам первая глава произведения классика.

Просыпается Обломов, скорее всего, уже после 9 часов утра. В книге, правда, он оторвал голову от подушки в 8 часов, но при этом писатель указал, что герой проснулся “раньше обычного”.

Что же покажет нам один день из жизни Обломова? То, что он открыл глаза – еще ничего не значит: оторваться от дивана Илья Ильич и не думает. Ведь этот предмет мебели ему заменяет и рабочий кабинет, и кухню, и спальню, и прихожую. Под стать ему – и любимая одежда помещика – изношенный восточный халат, мягкий, просторный, способный дважды охватить полное тело. Обломов на диване занят не только размышлениями – он здесь живет: сюда слуга Захар подносит покушать, находясь здесь же, хозяин принимает гостей. Слуга, кстати, немногим менее ленив, чем барин, большую часть времени он дремлет на лежанке.

Где же разворачивается один день из жизни Обломова? В шикарной четырехкомнатной, хорошо меблированной квартире по улице Гороховой на Выборгской стороне Северной Пальмиры. Вот только три комнаты – нежилые (к ним – слишком далеко от дивана). Мебель там укрыта чехлами. Не удосуживается заходить туда Обломов, прикованный ленью, словно цепями, к своему лежбищу. Да и в той комнате, где находится Илья Ильич, добротная мебель красного дерева – бюро, два дивана, дорогие ширмы, ковры, шелковые занавеси, дорогие безделушки, – все покрыто пылью, неухожено, в пятнах. Зеркала на стенах настолько грязны, что по ним можно писать пальцем. В квартире водятся мыши. Есть и клопы. А Захар даже не “напрягается”, чтобы вывести блох, которым понравилась его шевелюра с бакенбардами. Прав был автор романа: в первой части незачем было показывать читателю несколько дней из жизни Обломова, достаточно лишь одного.

Молодой барин, проснувшись и поразмышляв полтора часа, не вставая с дивана, зовет Захара. Как и каждый день, начинает привычно попрекать того за неприбранную пыль и грязь в помещении. Захар так же стандартно отвечает своему барину, что “души не чает в службе”. При этом все остается на своих местах, включая пыль. Захар философствует, что немецкий порядок для русских – ни к чему, он весьма находчив в отыскании отговорок.

Илья Ильич долго мучительно что-то вспоминал, а затем попросил своего слугу принести записку от приказчика своего деревенского имения. Много времени занял его поиск. Ведь в комнате вещи не раскладываются по местам, приходится просматривать массу других конвертов, переставляя такие предметы, как грязные тарелки и стаканы.

Однако письмо так и не начало писаться, вместо этого Обломов перевел разговор на счета к оплате, которые принес ему слуга. Впрочем, этот вопрос не нашел своего логического завершения, он завис в воздухе. Прошло уж три часа после пробуждения, после чего помещик поинтересовался, готова ли вода и умывальные принадлежности. Но и до умывания не дошло дело у Ильи Ильича. Он опять отвлекся на философскую беседу с Захаром об “ослах”, которые женятся.

Затем Обломов принял несколько гостей. Прибыл светский франт Волков. Весь их разговор свелся к монологу гостя о влюбленностях, о назначенных встречах у Савиновых, Маклашиных, Тюменевых, Муссинских, Вязниковых. В конце Волков пригласил Илью Ильича “на устрицы”, но не на свои деньги, а “дармовые”, поскольку “угощает Миша”. Наш главный герой после ухода светского персонажа дает ему оценку – “человека нет”, он “рассыпается” на десять мест ежедневно.

К нашему герою входит мужчина в форменном зеленом фраке с гербовыми пуговицами – начальник отделения Судьбинский. Мысли его – о службе, о выгодной для дальнейшей карьеры свадьбе. “…По уши увяз!” – думает о нем Обломов.

Затем в дверях – писатель Пенкин. Поверхностный, недалекий “маратель” бумаги. Он, человек недалекий, даже не пытается увидеть в своих образах “божью искорку”, живого человека, изображая события в черно-белых тонах. За ним – Алексеев, человек невыразительный, “серый”, не уверенный в себе, лишенный собственных мыслей.

После того как гости ушли, Обломов, наконец, находит письмо старосты. Оно, как оказалось, “спряталось” в складках одеяла. Причем это – послание еще с прошлого года. Оно содержит сообщение о резком уменьшении дохода с имения – на две тысячи. Эта новость вызывает лишь вялое обломовское рассуждение. Поэтому староста особо не утруждает себя деловой перепиской с барином: все равно со стороны хозяина не будет оказано никакого воздействия.

Чьим визитом заканчивается один день из жизни Обломова? В завершение гостевого потока к Илье Ильичу заходит Михей Андреевич Тарантьев. Это человек такой же непрактичный, как и Обломов. Но, в отличие от первого, в совершенстве усвоивший искусство словесного мошенничества. Он умеет увлечь идеей, подчеркнуть простоту и заманчивость ее исполнения, подвести “жертву” к ее осуществлению. Но далее – Михей Андреевич ретируется. Только его и видели. Его интересует деревенское имение главного героя, он пытается завлечь Обломова в свои планы, чтоб тот “попал в его сеть”. Тарантьев убеждает его приехать в деревню, сменить старосту, он обещает ему теплую встречу у своей кумы – Агафьи Пшеницыной (брату которой – Мухоярову Ивану Матвеевичу, прожженному пройдохе – отведена роль действительного разорителя Обломова).

Затем последовал обильный обед, и – покой, после дневных трудов. Подобный “напряженный режим дня” выдерживали уже несколько поколений его предков.

Здесь уместна аналогия с известным американским фильмом “День сурка”. В отличие от гончаровского романа, это кинотворение носит фантастический характер. Главный герой Филл “застрял” в одном и том же дне. Казалось – день закончился. Ночь, сон. Затем утро – и опять начинается вчерашний день, повторяющийся в мельчайших подробностях. И лишь благодаря самодисциплине и “накоплению” позитивного баланса добрых дел герою фильма удается вырваться из этого замкнутого круга. Если попытаться ответить на вопрос: “В чем трагедия жизни Обломова?”, то ответ, очевидно можно построить, исходя из аналогии с вышеупомянутым фильмом. Образно говоря, гончаровский персонаж – не старый (32 – 33 года) помещик Обломов Илья Ильич – не только на двенадцать лет “плотно застрял” в однообразии дней, наполненных пассивным размышлением и созерцанием, но и не пытается развиваться, проявить мужской характер, начать конструктивную деятельность. В результате на почве гиподинамии развивается смертельно опасная болезнь.