В конце XVIII века в русской литературе, как и в других видах искусства, как и в самой жизни России, происходили большие перемены. Появ­лялись новые жанры, вносились существенные изменения в литературные стили, языковые и словесные формы. В поэзии начало подобным новшествам положили еще Тредиаковский, Ло­моносов, Сумароков, Майков и некоторые другие поэты-классицисты. Но настоящий бунт в цар­стве жанров совершил известный русский поэт Гаврила Романович Державин.

Раскрывая новые возможности классицизма, Державин в то же время прокладывал путь к ро­мантической и реалистической поэзии. Продол­жая традиции Ломоносова, работая в жанре оды – победно-патриотической, похвальной, духов­ной, анакреонтической, – поэт поучает, хвалит или осуждает своих героев в духе собственных гражданских позиций. Г. Р. Державин считал вполне приемлемым самодержавие и крепостное право, но при этом требовал от каждого челове­ка, в том числе от коронованных особ, честного и бескорыстного выполнения гражданских обязан­ностей. Эти убеждения широко отразились в его творчестве, ставшем более приближенным к ре­альной жизни.

Впервые главным предметом изображения послужила человеческая личность – живой че­ловек с собственной судьбой и неповторимыми, только ему присущими чертами. Поэт заговорил в стихах о себе самом, раскрыл страницы соб­ственной биографии, что было совершенно ново и непривычно для русской литературы. Сам Дер­жавин признавал, что “в выражении и стиле ста­рался подражать г. Ломоносову, но, хотев парить, не мог выдержать постоянно, красивым набором слов, свойственного единственно российскому Пиндару велелепия и пышности. А для того… избрал совсем другой путь”.

Рамки классицизма оказались тесными для того, кто стремился показать жизнь во всей ее полноте, со всеми противоречиями и контраста­ми, присущими ей, с ее переплетением низкого и высокого, печального и смешного. Это новое со­держание требовало от автора поиска новых по­этических форм для его выражения. Так Держа­виным был начат процесс трансформации поэти­ческих жанров и, в первую очередь, жанра оды.

Новое звучание оды ощущается уже в стихо­творении “На смерть Бибикова”, о котором

В. Ф. Ходасевич говорил: “Державин пишет по всем правилам одической строфы, но странная мысль приходит ему: в знак скорби лишает он оду рифмы. Потом тяжело, точно топором, отрубает стопы, громоздит согласные, ямбический женс­кий стих кончает спондеем. Много еще не дает­ся, он еще не вполне сознает, что делает, собствен­ные влечения неясны ему, но суровый, глухой, погребальный стих местами звучит уже так, как раньше не звучал он ни у кого. Еще державинс­кий стих не найден, но это уже не ломоносовс­кий…” Но все же поэт продолжает упорные по­иски собственного стиха, собственного голоса. И находит его в одах “На знатность” и “На вели­кость”, написанных в 1775 году. Этот год стал для Державина тем самым переломным моментом, который наступает в творчестве практически каждого поэта, когда, по словам Ходасевича, “он вдруг постигает в себе строй образов, мыслей, чувств, звуков, связанных так, как дотоле они не связывались ни в ком”. Воде “На великость” поэт призывает к себе “великость”, т. е. величие духа, величие слова:

Живущая в кругах небес У Существа существ всех сущих,

Кто свет из вечной тьмы вознес И твердь воздвиг из бездн борющих,

Дщерь мудрости, душа богов!

На глас моей звенящей лиры

Оставь гремящие эфиры И стань среди моих стихов!

Новые, дерзкие мысли, пробудившиеся в душе Державина, повлекли за собой яркие образы и новые звуки. Стих его все более усовершенствует­ся и приобретает оригинальные, неповторимые и не известные до того черты. Поэт широко исполь­зует в своем творчестве гиперболы, метафоры, эпитеты, аллегории:

Российский только Марс, Потемкин…

…Полков, водимых им, орел

Над древним царством Митридата

Летает и темнит луну.

Черты новизны обнаруживаются во всех сти­хотворениях Державина. Он расширяет возмож­ности рифмы, отказываясь полностью от суще­ствовавших в те времена стандартов, заменяет привычный для одического жанра ямб хореем, античных богов рисует простыми людьми (бог Борей – “лихой старик”, с “белыми власами и седою бородой”), говорит о мифологических пер­сонажах (нимфах, сатирах) в шутливом тоне. Поэт смешивает в одном произведении высокие и низкие стили, стирает границы между одой и сатирой, широко использует сказочные и песен­ные приемы.

Принципиально новым стало и изображение в поэзии Державина самой действительности, широкое использование автором живописного начала, многочисленные обращения к художни­кам и скульпторам. Благодаря этим совершенно новым в литературе приемам, он мог представить обычные бытовые явления возвышенными и по­этическими. В стихотворении “Евгению. Жизнь Званская” он описывает блюда:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком, Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны, Что смоль, янтарь – икра, и с голубым пером Там щука пестрая – прекрасны!

Поэзию Державина нередко называют “гово­рящей живописью”. Он действительно придает большое значение не только цветовой, но и зву­ковой стороне своих стихов, о чем сам открыто говорит в “Рассуждении о лирической поэзии или об оде”: “Знаток тотчас приметит, согласна ли по­эзия с музыкою в своих понятиях, в своих чув­ствах, в своих картинах и, наконец, в подража­нии природе. Например, свистит ли выговор сти­ха и тон музыки при изображении свистящего или шипящего змия подобно ему; грохочет ли гром, журчит ли источник, бушует ли лес, сме­ется ли роща…”

Г. Р. Державин был первым, кто приблизил поэзию к жизни, в чьем творчестве удачно соче­тались черты романтизма и реализма. С одной стороны, поэт вводит в свои стихотворения фи­лософские размышления о смысле жизни, о тра­гическом законе бытия, о неизбежности смерти, о ничтожности человека перед вечностью (“Как в море льются быстры воды, так в вечность льют­ся дни и годы”), С другой стороны, он является приверженцем правды жизни и главной задачей поэзии считает обличение порока и прославление добродетели. Превыше всего ставит правдивость и честность:

Не будет никогда подлец.

Ты сам со временем осудишь Меня за мглистый фимиам;

За правду ж чтить меня ты будешь,

Она любезна всем векам, –

Заявляет он секретарю Екатерины II в ответ на просьбу снова воспеть монархиню.

Говоря о высоком назначении поэта, Держа­вин пытается охарактеризовать и собственную музу, выявить ее своеобразие. Он говорит “исти­ну царям”, но говорит ее “с улыбкой”, поэтому его муза – “веселонравная, младая, нелицемер­ная, простая”. Ее инструментом являются в оди­наковой степени как лира и арфа, так и балалай­ка или гусли. О сближении поэзии с жизнью го­ворит и тот факт, что поэт нередко изображает свою музу не в виде богини, а в образе простой женщины.

“В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед”, – говорил В. Г. Белинс­кий. Сближая поэзию с жизнью, смело нарушая каноны классицизма, Г. Р. Державин действи­тельно прокладывал новые пути в русской лите­ратуре, предвосхищая художественные откры­тия поэтов XIX и XX веков.

 

Духовные искания героев Толстого

Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых.

Лев Николаевич Толстой создавал роман “Война и мир” в бурную эпоху русской жизни, после падения крепостного права. В России шла напряженная общественно-политическая борьба, вызванная ломкой старого строя.

Подробнее...

Сочинение на тему Моя мама

Представить трудно, чтобы мы делали без мам! Мама – мое счастье и надежда. Она самая лучшая.

Моя мама родилась и выросла в Бакалах. Зовут ее Вероника. Я считаю, что у нее самое красивое имя. Оно означает “приносящая победу”. Мамочка моя очень терпеливая, покладистая, добрая, веселая, энергичная и уникальная. Ее все уважают и любят. Она всегда поддерживает меня в трудную минуту.

Подробнее...

Сочинение моя комната

“Мой дом – моя крепость”, – так гласит известная английская пословица. И действительно, только дома мы чувствуем уют и покой. И для меня моей крепостью является моя комната, где я провожу очень много времени.

Моя комната очень уютная. В ней нет ничего лишнего, все приведено в порядок, а огромное окно дает много света. Несмотря на то, что моя комната не очень большая, но ее пространства вполне для меня хватает.

Подробнее...

История древнего мира сочинение

Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали Древняя Греция (Эллада) и Древний Рим. Греция VI-IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Энгельс писал, что мы вынуждены “снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое в истории развития человечества место, на которое не может претендовать ни один другой народ”.

Подробнее...

Сочинение на тему сострадание

Сострадание, сочувствие-это те качества, которыми обладает далеко не каждый человек, но так или иначе они возникают у любого человека на протяжении всей жизни. Вызываются они ситуацией, которая кажется нам жалостливой, грустной и возникает желание помочь человеку. Ситуации эти различны, они могут касаться любой сферы, любого периода жизни и по значимости могут быть либо мелкими либо достаточно серьезными.

Подробнее...

Приметы осени

” Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера…”, – так про осень писал Федор Тютчев. И не спроста, ведь осень – одно из самых красивых времен года. Осень прекрасна всеми своими красками, которыми она нас так щедро одаривает. И пусть для кого-то осень – это пора, когда кругом все делается мрачным и унылым, но только не для нас с вами, ведь так? А уж сколько в народе ходит примет и суеверий про осень… как раз о них – подробнее.

Осенние приметы и суеверия

Если уродилось много рябины, значит осень будет дождливая и прохладная, а если мало, то сухая и теплая.

Подробнее...