В конце XVIII века в русской литературе, как и в других видах искусства, как и в самой жизни России, происходили большие перемены. Появ­лялись новые жанры, вносились существенные изменения в литературные стили, языковые и словесные формы. В поэзии начало подобным новшествам положили еще Тредиаковский, Ло­моносов, Сумароков, Майков и некоторые другие поэты-классицисты. Но настоящий бунт в цар­стве жанров совершил известный русский поэт Гаврила Романович Державин.

Раскрывая новые возможности классицизма, Державин в то же время прокладывал путь к ро­мантической и реалистической поэзии. Продол­жая традиции Ломоносова, работая в жанре оды – победно-патриотической, похвальной, духов­ной, анакреонтической, – поэт поучает, хвалит или осуждает своих героев в духе собственных гражданских позиций. Г. Р. Державин считал вполне приемлемым самодержавие и крепостное право, но при этом требовал от каждого челове­ка, в том числе от коронованных особ, честного и бескорыстного выполнения гражданских обязан­ностей. Эти убеждения широко отразились в его творчестве, ставшем более приближенным к ре­альной жизни.

Впервые главным предметом изображения послужила человеческая личность – живой че­ловек с собственной судьбой и неповторимыми, только ему присущими чертами. Поэт заговорил в стихах о себе самом, раскрыл страницы соб­ственной биографии, что было совершенно ново и непривычно для русской литературы. Сам Дер­жавин признавал, что “в выражении и стиле ста­рался подражать г. Ломоносову, но, хотев парить, не мог выдержать постоянно, красивым набором слов, свойственного единственно российскому Пиндару велелепия и пышности. А для того… избрал совсем другой путь”.

Рамки классицизма оказались тесными для того, кто стремился показать жизнь во всей ее полноте, со всеми противоречиями и контраста­ми, присущими ей, с ее переплетением низкого и высокого, печального и смешного. Это новое со­держание требовало от автора поиска новых по­этических форм для его выражения. Так Держа­виным был начат процесс трансформации поэти­ческих жанров и, в первую очередь, жанра оды.

Новое звучание оды ощущается уже в стихо­творении “На смерть Бибикова”, о котором

В. Ф. Ходасевич говорил: “Державин пишет по всем правилам одической строфы, но странная мысль приходит ему: в знак скорби лишает он оду рифмы. Потом тяжело, точно топором, отрубает стопы, громоздит согласные, ямбический женс­кий стих кончает спондеем. Много еще не дает­ся, он еще не вполне сознает, что делает, собствен­ные влечения неясны ему, но суровый, глухой, погребальный стих местами звучит уже так, как раньше не звучал он ни у кого. Еще державинс­кий стих не найден, но это уже не ломоносовс­кий…” Но все же поэт продолжает упорные по­иски собственного стиха, собственного голоса. И находит его в одах “На знатность” и “На вели­кость”, написанных в 1775 году. Этот год стал для Державина тем самым переломным моментом, который наступает в творчестве практически каждого поэта, когда, по словам Ходасевича, “он вдруг постигает в себе строй образов, мыслей, чувств, звуков, связанных так, как дотоле они не связывались ни в ком”. Воде “На великость” поэт призывает к себе “великость”, т. е. величие духа, величие слова:

Живущая в кругах небес У Существа существ всех сущих,

Кто свет из вечной тьмы вознес И твердь воздвиг из бездн борющих,

Дщерь мудрости, душа богов!

На глас моей звенящей лиры

Оставь гремящие эфиры И стань среди моих стихов!

Новые, дерзкие мысли, пробудившиеся в душе Державина, повлекли за собой яркие образы и новые звуки. Стих его все более усовершенствует­ся и приобретает оригинальные, неповторимые и не известные до того черты. Поэт широко исполь­зует в своем творчестве гиперболы, метафоры, эпитеты, аллегории:

Российский только Марс, Потемкин…

…Полков, водимых им, орел

Над древним царством Митридата

Летает и темнит луну.

Черты новизны обнаруживаются во всех сти­хотворениях Державина. Он расширяет возмож­ности рифмы, отказываясь полностью от суще­ствовавших в те времена стандартов, заменяет привычный для одического жанра ямб хореем, античных богов рисует простыми людьми (бог Борей – “лихой старик”, с “белыми власами и седою бородой”), говорит о мифологических пер­сонажах (нимфах, сатирах) в шутливом тоне. Поэт смешивает в одном произведении высокие и низкие стили, стирает границы между одой и сатирой, широко использует сказочные и песен­ные приемы.

Принципиально новым стало и изображение в поэзии Державина самой действительности, широкое использование автором живописного начала, многочисленные обращения к художни­кам и скульпторам. Благодаря этим совершенно новым в литературе приемам, он мог представить обычные бытовые явления возвышенными и по­этическими. В стихотворении “Евгению. Жизнь Званская” он описывает блюда:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком, Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны, Что смоль, янтарь – икра, и с голубым пером Там щука пестрая – прекрасны!

Поэзию Державина нередко называют “гово­рящей живописью”. Он действительно придает большое значение не только цветовой, но и зву­ковой стороне своих стихов, о чем сам открыто говорит в “Рассуждении о лирической поэзии или об оде”: “Знаток тотчас приметит, согласна ли по­эзия с музыкою в своих понятиях, в своих чув­ствах, в своих картинах и, наконец, в подража­нии природе. Например, свистит ли выговор сти­ха и тон музыки при изображении свистящего или шипящего змия подобно ему; грохочет ли гром, журчит ли источник, бушует ли лес, сме­ется ли роща…”

Г. Р. Державин был первым, кто приблизил поэзию к жизни, в чьем творчестве удачно соче­тались черты романтизма и реализма. С одной стороны, поэт вводит в свои стихотворения фи­лософские размышления о смысле жизни, о тра­гическом законе бытия, о неизбежности смерти, о ничтожности человека перед вечностью (“Как в море льются быстры воды, так в вечность льют­ся дни и годы”), С другой стороны, он является приверженцем правды жизни и главной задачей поэзии считает обличение порока и прославление добродетели. Превыше всего ставит правдивость и честность:

Не будет никогда подлец.

Ты сам со временем осудишь Меня за мглистый фимиам;

За правду ж чтить меня ты будешь,

Она любезна всем векам, –

Заявляет он секретарю Екатерины II в ответ на просьбу снова воспеть монархиню.

Говоря о высоком назначении поэта, Держа­вин пытается охарактеризовать и собственную музу, выявить ее своеобразие. Он говорит “исти­ну царям”, но говорит ее “с улыбкой”, поэтому его муза – “веселонравная, младая, нелицемер­ная, простая”. Ее инструментом являются в оди­наковой степени как лира и арфа, так и балалай­ка или гусли. О сближении поэзии с жизнью го­ворит и тот факт, что поэт нередко изображает свою музу не в виде богини, а в образе простой женщины.

“В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед”, – говорил В. Г. Белинс­кий. Сближая поэзию с жизнью, смело нарушая каноны классицизма, Г. Р. Державин действи­тельно прокладывал новые пути в русской лите­ратуре, предвосхищая художественные откры­тия поэтов XIX и XX веков.

 

Сочинение “Ревность и любовь”

Как замечательно, что Бог дал нам жизнь. Она полна нео­жиданностей: как плохих, так и хороших. Самая приятная неожиданность – когда приходит настоящая любовь. А с ней и трудности переживаются легче.

На мой взгляд, любовь – это что-то такое, что словами опи­сать невозможно. Каждый человек любит по-своему. Все любя­щие ощущают, что их жизнь с приходом любви заметно изме­няется. Сердце в это время тоньше чувствует. “У сердца, когда оно любит, есть свой ум, оно знает, чего хочет, и знает наперед, что будет”, – утверждал И. А. Гончаров.

Подробнее...

Художник мыслит образами он рисует показывает изображает сочинение

“Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает “,- написал Григорий Яковлевич Солганик, доктор филологических наук. ” В этом и заключается специфика языка художественной литературы “,- таков конец этого высказывания.

В принципе, все понятно. Как по мне – так и, вообще, ничего нового этот доктор наук и не сказал. Ведь, если литература относится к разряду художественной, то и язык которым она написана – художественный, то есть, за определением – красочный, образный, изобразительный. Даже если рассудить – какая, если не такая, должна бы быть специфика языка художественной литературы?

Подробнее...

Сочинение на тему береза

Береза считается деревом, символизирующим родную русскую природу. Вот почему в русской культуре столько песен и стихотворений посвящено этому дереву. О березовом дереве мы много читали и в народных сказках. Художники очень любят изображать березы на своих пейзажах. Они всегда выглядят очень поэтично – и зимой, и летом. Березовые рощи всегда светлые, очень красивые.

У меня есть своя любимая березка. Она растет в парке, недалеко от нашего дома.

Подробнее...

Правильность речи – залог успеха

Культура речи является сравнительно молодой областью науки о языке. В качестве самостоятельного раздела данного учения она оформилась благодаря влиянию радикальных социальных изменений, которые произошли в нашей стране за последние годы. В частности, усиленное внимание к повышению уровня культуры речи обусловлено приобщением народных масс к обще­ственной деятельности.

Как человек использует свою речь в коммуникативных целях? Какая она у него – правильная или непра­вильная?

Подробнее...

“Бунин о любви” сочинение

Многие произведения И. А. Бунина, и прежде всего его рассказы о любви, открывают нам его тонкую и наблюда­тельную душу писателя-художника, писателя-психолога, писателя-лирика.

В лучших своих вещах, написанных как на родине, так и на чужбине, Бунин предстает перед нами певцом любви. Так, как он писал об этом чувстве, не писал до него никто в русской литературе. В многочисленных рассказах писа­теля можно найти самые разнообразные оценки и причуд­ливые разновидности любви: это и любовь-жалость, неот­делимая от нежности и сострадания (“Таня”), и продаж­ная любовь (“Барышня Клара”), и любовь женщин необы­чайной душевной красоты, наделенных талантом любви и способных поделиться своим счастьем (“Руся”, “Генрих”, “Натали”).

Подробнее...

Сочинение на тему семейный праздник

Очень важно, чтобы у человека был дом, семья, люди, которые его ждут и любят. Меня зовут Мамаева Юлия. Я учусь в 8 “Б” классе школы №6 в городе Канске. Я хочу рассказать о своей семье.

В моей семье шесть человек. Мы живем очень дружно. Самая старшая у нас – это бабушка. Она руководит порядком в семье. Она, как Ной в ковчеге, следит, куда несет наше семейное судно, и не дает ему утонуть. Мы ее все любим и уважаем. Папу мы слушаемся и советуемся с ним. Маму тоже слушаемся и любим.

Подробнее...