Что такое дикция? Дикция означает произношение; при этом имеется в виду, естественно, степень отчетливого произношения слов и слогов в речи, а также при чтении вслух или пении. Дикцию по отношению к орфоэпии можно сравнить с почерком по его отношению к орфографии. Человек со скверным почерком рискует быть непонятым адресатом, которому направлена корреспонденция. Человек с плохой дикцией заставляет собеседника либо пропускать мимо ушей часть воспринимаемой на слух информации, либо переспрашивать много раз.

Такой человек нередко является предметом насмешек, особенно если он “глотает” отдельные звуки, что-то бормочет про себя или гнусавит, даже выступая с большой трибуны, а сама его речь нервная, с оговорками или нерасчлененная, монотонная Конечно, это крайний случай, но все же значительная часть студентов нуждается в постановке своего голоса.

Имейте в виду, что все органы речевого аппарата принимают участие в создании звучности, темпа, высоты, тембра и артикуляции, которые в своей совокупности и определяют характер дикции.

Звучность голоса

Звучность голоса помогает молодым людям не только перекричать друг друга во время споров, но и сделать так, что их ответ у доски будет слышен всей аудитории, даже тем, кто сидит далеко от выступающего. Как часто выступающему кричат с места: “Говорите громче!” А бывает, и преподаватель попросит то же самое. Но звучность голоса (специалисты называют ее полетностью) – это не совсем то же самое, что громкость, сила. Звучность еще связана с выразительностью, с фразовым (логическим) ударением, что достигается путем напряжения в голосе. Сравним произношение одного и того же предложения, но с разным фразовым ударением: “Завтра не будет снега” (а не в какое-то другое время); “Завтра не будет снега” (отрицание действия), “Завтра не будет снега” (но возможен дождь).

Так как же добиться звучности? Оказывается, звучность голоса зависит от двух причин. Первая причина чисто психологическая: отсутствие уверенности в себе и эмоционального подъема. Представьте себе, что на экзамене какой-то студент вытащил билет с незнакомыми или малознакомыми вопросами. Если он не уверен в своих знаниях, стоит или сидит перед преподавателем ни жив, ни мертв, какой у него может быть звучный голос?! Если же какому-то студенту попался билет с хорошо знакомыми вопросами, если он владеет материалом, да у него в запасе интересные примеры, голосу и приказывать не надо. От радости, от сознания, что ему повезло, он может отличиться перед учителем и товарищами, такой студент придаст такую силу своему голосу, что и сам удивится. Следовательно, если вы хотите, чтобы ваш голос при выступлении звучал, как колокольчик или даже как колокол, хотя бы небольшой величины, знайте хорошо вопрос, по которому вы выступаете.

Но звучность голоса зависит от причин не только психологического, но и физического свойства. К этим свойствам относится прежде всего правильное дыхание. Ваше дыхание должно быть глубоким, частым и контролируемым. Покажем это на примере. Допустим вам надо дать определение закона Архимеда, даже неполное: “На всякое тело, погруженное в жидкость, действует со стороны этой жидкости выталкивающая сила, равная весу выталкиваемой телом жидкости”. Если вы даже не выдохнете весь запас воздуха из легких перед тем, как проговорить громко это определение, все равно к концу тирады у вас голос ослабнет и вы перейдете на высокие тона, но звонкости голосу не добавится. Для этого необходимо наладить во время речи достаточно глубокое дыхание, не боясь, что кратковременные паузы (может быть, в доли секунды) нарушат впечатление от вашего высказывания. Не заблуждайтесь и в другом: делать вдохи только при знаках препинания или по окончании фразы. Помните, что длинные предложения невозможно произнести на одном дыхании, да еще с необходимой силой и звучностью голоса. Если вы не будете делать вдохи по мере необходимости, а не только ориентируясь на знаки препинания, то в конце вашей длинной фразы может послышаться неразборчивое бормотание.

Когда вы выступаете (а выступлением является и ваш ответ на семинарском занятии, и доклад на конференции), не только дышите глубоко и часто, все время поддерживая запас воздуха в легких, но и контролируйте ваше дыхание. Каким образом? Воздух надлежит выталкивать из легких не весь сразу, a перерывами, с различной силой и быстротой в зависимости от важности произносимых слов и фраз. Конечно, этому надо учиться, если у вас не получается подсознательное, автоматическое контролирование сразу. Положите одну руку на живот, вторую – на грудь, произнесите “а” вначале резким, интенсивным выталкиванием воздуха, а потом более медленным, сдержанным. Таким же образом проделайте, произнося слова но, нос, май. И вы убедитесь, что контролировать дыхание можно. Только постарайтесь при этом не стесняться, не нервничать, побороть робость.

 

Мое любимое время года сочинение

Когда мне в школе задали написать сочинение о моем любимом времени года, я колебался недолго. Да, мне нравится золотая осень, белоснежная зима. Я люблю также весну, когда цветут деревья. Но моя самая любимая пора года – это лето!

Особенно я люблю приход лета. Это пора, когда жара и духота еще не властвуют над городами и селами. Вокруг много цветов. И даже белые “свечечки” еще светятся на каштанах. Вечерами тепло, но дует свежий ветерок.

Подробнее...

Сочинение по повести “Матерь человеческая”

Великая Отечественная битва – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу – все это под пером разных художников отлилось в неповторимые прозаические произведения.

Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина “Матерь человеческого”, написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны.

Подробнее...

Сочинение “Профессия следователь”

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…” Прежде мало что для меня значащие слова Тургенева с недавнего времени все чаще приходят на ум. Ведь страну мучает глубокий кризис и не видно ему конца. Много проблем сейчас стоит перед Россией и каждым человеком в отдельности. Одна из самых главных проблем – это преступность.

Телевидение заполонили программы криминального характера. И все таки есть надежда на то, что страна придет к лучшим временам. И именно на сотрудников милиции налагается эта миссия. Напряжение, собранность, сноровка, знание и преданность своему делу – эти качества необходимы работникам милиции, чтобы за считанные минуты принять правильное решение, от которого зависит исход операции, а порой и жизнь человека.

Подробнее...

Экология культуры. Вознесенский. сочинение

Экология культуры… Что скрывает смысл этих слов. Мы часто слышим слово “экология” совершенно в другом контексте. Оно означает катастрофу в окружающей среде: гибель лесов, загрязнение водоемов, исчезновение редких видов птиц и животных…. Тут все ясно, а экология культуры?. Это словосочетание имеет авторское происхождение. Оно вызвано тревогой автора текста не без основания.

Известный поэт Андрей Вознесенский поднимает проблему, которая была актуальной не только в 1985году, когда были написаны эти размышления, вызванные смертью В. Шкловского.

Подробнее...

“Ценность человеческой жизни” сочинение

Издревле человек ставил перед собой вопрос, о сущности и ценности человеческой жизни. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего приходит он в этот МИР и почему он умирает? И до наших дней никто так и не смог дать однозначного ответа на эти вопросы. Наверное, универсального ответа и нет, а значит, каждый сам должен для себя решить, как и для чего ему жить, чтобы “не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы”.

Ценность человеческой ЖИЗНИ. Абсолютная ценность человека — делает его ЖИЗНЬ как ценность особенной, не похожей на все другие. Что входит в содержание ценностей человеческой ЖИЗНИ?

Подробнее...

Образ главного героя

Кто такой главный герой? Проще говоря, это персонаж, на долю которого выпадает наибольшее количество действий, событий, страданий и переживаний на протяжении всего сериала. И поскольку главный герой – это основное действующее лицо, к которому будет прикован интерес читателей, его образ должен быть детальным и продуманным до мелочей.

Подробнее...