Дорога на картинах русских художников выполняет, как минимум, две функции. Первая из них – техническая, когда с помощью дороги создается иллюзия расстояния, картина становится более реалистичной.

Вторая функция имеет, без сомнения, определенный философский подтекст. В зависимости от настроения и чувств художника дорога может выражать надежды на будущее, грядущие изменения, скоротечность жизни. Уходящая в бесконечность дорога – символ вечных исканий и поисков себя.

Иногда образ дороги носит ярко выраженный политический характер. Как, например, на знаменитой картине Левитана “Владимирка”. Здесь дорога – символ печали и страдания, символ рухнувших надежд. Это – политический протест против бесчеловечности и жестокости. Безжизненная дорога, ведущая в ад – страшное напоминание человечеству о его преступлениях и ошибках.

Русские художники, соотносили дорогу не только со средством передвижения, но и еще и с жизненным становлением человека, которое формировалось в нем и выявляла свои главные нравственные черты по мере того как он взрослел и развивался. То есть сравнения заключались в том, что проходя по дороге пешком, человек что то видет и воспринимает какие то объекты бития и людей, развиваясь при этом и трансформируясь как личность. Так же, но только еще в более гипертрофированном варианте, происходит у человека, когда он проживает всю жизнь, которая в себе объединяет все эти дороги, которые сливаются в одну большую дорогу и демонстрируют тот путь в целом, который прошел человек. Причем именно этот путь и есть главный критерий того, что вообще происходило с человеком.

Причем здесь у многих выявляло непонимание то, что дороги на Руси всегда были плохие и это было их главной чертой, которая характеризовала их напрямую. Однако ведь и путь человека, некогда не бывает простым и в нем всегда есть масса проблем и передряг. Плюс к этому, несмотря на то что дороги были плохие, они не годились разве что для комфортных поездок на них, при этом как бы вынуждая человека пройти по ним пешком, что крестьни и просто многие люди делали в прошлые века, до наступления индустриального прогресса.

Поэтому здесь метафоричность прямого образа дорог, напрашивалась для художников достаточно отчетливо сама по себе, ведь имеено дороги Руси, как не что другое, помогали живопистсу отобразить свои мысли относительно судьбы человека не только наиболее ярко, но и максимально емко и глубоко.