Как известно, любое сочинение структурно состоит из трех основных блоков: вступления, основной части и заключения. Во вступлении обозначается тема работы, а также озвучиваются другие моменты, важные для понимания написанного. В основной части заявленные ранее мысли развиваются, доказываются, подкрепляются аргументами и т. д. Ну а в заключении необходимо подвести всему написанному краткий итог. Без этого сочинение будет незаконченным, как речь, оборванная на полуслове, и сдавая такую работу, вряд ли ученик может рассчитывать на хорошую оценку. Между тем, у многих учеников основные проблемы возникают именно на этом этапе работы над сочинением. Впрочем, правильно писать заключение можно научиться, достаточно усвоить несколько простых правил.

Перерыв и перечитывание

Прежде всего, не стоит спешить и приступать к завершающим строкам сразу после того, как будет создан основной текст. Ничего хорошего из этого не выйдет, потому что в голове на этот момент созреет настоящий винегрет, из которого выудить хоть что-то стоящее будет просто не возможно. Поэтому для начала нужно будет перечитать написанное, чтобы освежить в памяти ход собственных рассуждений и понять, чем все это можно подытожить. Однако, перед тем как приступить к перечитыванию, необходимо взять паузу – настолько длинную, насколько позволяет время.

Если сочинение пишется в домашней обстановке и на решение данной задачи преподаватель выделил несколько дней, то лучше отложить дальнейшую работу на следующее утро. Когда же некоторое время спустя вы перечитаете написанное ранее, свежесть впечатлений позволит сразу же сложить у себя в голове мозаику из нужных и уместных мыслей. Порой бывает так, что уже по ходу чтения рождаются превосходные варианты заключения. В этом случае главное успеть зафиксировать их на бумаге, ведь гениальные мысли они такие – внезапно приходят и также неожиданно исчезают по-английски, если им не уделили должного внимания.

Однако, часто сочинения приходится писать что называется в спартанских условиях – прямо на уроке в обстановке ограниченного времени. Особенно его нехватка чувствуется во время экзаменов, проводимых по новой методике. Но даже в таких обстоятельствах не нужно пренебрегать правилом паузы, так как спешка не поможет, а лишь повредит результату. Нужно постараться хотя бы на очень короткое время отвлечься от сочинения. Например, на экзамене можно заняться решением тестов по другим предметам, а затем снова вернуться к сочинению. Если же это простой урок, то можно отвлечься на гимнастику для глаз или пальцев – всего нескольких минут будет вполне достаточно.

Основные варианты заключения

Заключение может быть разным, однако, специалисты различают два основных подхода к его написанию: упрощенный и творческий.

Суть упрощенного метода такова. В каждом написанном ранее абзаце освещается определенный аспект раскрываемой темы. Поэтому при перечитывании работы нужно постараться выписать на отдельный листок центральные мысли каждой части текста. Таким образом, получится небольшой список тезисов, в которых будет отражено содержание всего сочинения. После этого останется только переосмыслить тезисы, немного перестроить их, чтобы избежать повторений, и провести небольшую обработку для придания высказываниям литературной формы и большей убедительности.

Работая над заключением по такой схеме важно найти нужный баланс между многословностью и чрезмерной лаконичностью. Длинные, сложные предложения здесь будут неуместны, лучше высказываться коротко и ясно. Однако, не очень хорошо получиться, если завершающий абзац будет состоять из односложных выражений, которые больше напоминают список плана к сочинению.

Творческий подход особенно уместен при написании работ по мотивам литературного произведения. В этом случае придется тщательно продумать содержание заключения – на чем оно будет построено. Лучше всего, в качестве центрального элемента использовать собственное отношение к роману и его персонажам – осуждение или одобрение их поступков.

Можно сравнить главного героя произведения, чей образ разбирался в основной части работы, с современными представителями его круга, профессии и т. д. Это поможет провести параллели между сегодняшним днем и давно минувшей эпохой, найти что-то общее между людьми, жившими в совершенно разные времена, или наоборот противопоставить их друг другу.