Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрены Васильевны. Акцент на ее имени возник в рассказе в связи с заглавием, придуманным редактором. В первоначальном варианте произведение называлось “Не стоит село без праведника”.

Изменения были направлены на то, чтобы придать повествованию более частный характер. Автор не хотел, чтобы в его героине видели только развитие классической традиции воспроизведения народной судьбы в образе женщины-крестьянки (обобщенный характер называния сохранялся благодаря использованию имени героини поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, Матрены Тимофеевны).

Важно, что праведник у верующих – это человек, который живет праведной, соответствующей религиозным нормам, жизнью, не имеющий грехов. Именно такую женщину изображает Солженицын в своем произведении.

Рассказчик, от чьего имени ведется повествование, возвращаясь из пыльной горячей пустыни в Россию, мечтает заселиться “в средней полосе – без жары, с “лиственным рокотом леса”. Ему хотелось “затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила”. И рассказчик находит такое местечко: “Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; высыхающая подруженная речушка с мостиком, две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки и выходили на берег гуси, отряхиваясь”.

Это Матренин двор, воплощение спокойствия и тишины. Тихий уголок, где ниоткуда не слышно радио и все молчит. И потому здесь можно расслышать слова, “те самые, за которыми потянула. тоска из Азии”, от смысла которых душе становилось хорошо. Здесь становилось ясно, что нужно сделать, чтобы было не обидно жить и умереть.

Судьба приводит героя к пожилой и измотанной “черным недугом” женщине, которая жила очень бедно. Матрена “год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала. ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки”.

Главным в характере Матрены была доброта. Она готова была прервать “свой черед дел” ради колхоза, к которому теперь не относилась, ради любой родственницы дальней или просто соседки. Однако доброта и погубила женщину: “. Чая недалекую смерть. объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избой, после смерти ее отдать в наследство Кире”.

Родственники, опережая события, начинают делить “добро” Матрены, разбирая “отдельный сруб горницы по ребрышкам”, чтобы везти к Кире в Черусти. Эта спешка и явилась причиной гибели Матрены: “На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани.застряли. туда же. понесло и Матрену. Что она там подсобить могла. два паровоза сцепленных. тех троих расплющили”.

Именно так закончилась жизнь этой праведницы. Праведность ее состояла в способности сохранить свою человеческую душу в совершенно непригодных для этого условиях. Однако окружающие люди не оценили доброту и почти святость Матрены. Даже ее сестры “слетелись”, “захватили”, “выпотрошили”. Им не жаль сестры, главное – захватить добро. Ненасытным стариком называет Солженицын Фаддея, погубившего сына, женщину, которую он когда-то любил, зятя, которого должны были судить, дочь, у которой помешался разум. Это герой является воплощением агрессивного мира, безжалостного и бесчеловечного. Он просто обезумел от жадности.

Символично, что в эти дни несчастий и “мышами овладело безумие”. Одна Кира выглядит человеком среди стаи воронья. Одна она жалеет Матрену – значит, сумела героиня сформировать в ней душу, способность к сочувствию, жалость.

Со смертью Матрены закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его сердцу, уголке. Матренин двор опустел: “Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу сапожник с женою, а в зачет Фаддеевой доли, что он “здесь каждое бревнышко своими руками перенянчил”, пошла уже свезенная горница, и еще уступили ему сарай. “

Возможно, уже через несколько дней никто и не вспоминал об этой душевной, бескорыстной женщине, потому что среди своих односельчан Матрена оставалась “непонятной”, “чужой”. А между тем, это было их спасение, их ангел-покровитель, их оберег. А теперь что же будет с этой деревней, с другими русскими деревнями, со всей Россией?

Судьба Матрены очень прочно связана с судьбой русской деревни. Все меньше остается Матрен на Руси. А без них “не стоять селу”, утверждает Солженицын.

 

Красота спасет мир, если мир спасет красоту

 21 век…Мир технологий. Высокоразвитая цивилизация… Тем не менее, современный мир-мир дисгармонии…
В современном мире есть все: деньги, карьера, образование, страсти и обманы, взлеты и падения, романы и мимолетные знакомства. Редко встречаются только такие понятия как искренность, чистота, мир, чувства. В нашем мире возможны любые трагедии…
Всем известно, что история развивается спиралевидно: мы как бы проходим одни и те же этапы по много раз, и каждый раз наступаем на одни и те же грабли…

Подробнее...

Сказание о старом мореходе Кольриджа

“Поэма о старом моряке” повествует о сверхъестественных событиях, произошедших с моряком во время затяжного плавания. Он рассказывает об этом много позже случайному собеседнику, которого отвлек от свадебной процессии. После отплытия из порта корабль главного героя попал в шторм, увлекший его далеко на Юг, в Антарктику. Появляется считающийся добрым предзнаменованием альбатрос и выводит корабль из льдов. Однако моряк убивает птицу из арбалета, сам не зная зачем. Товарищи бранят его за это, но когда туман, окутывавший корабль, развеевается, они изменяют свое мнение. Но вскоре корабль попадает в мертвый штиль, и моряка обвиняют в том, что он навлек на всех проклятье.

В знак его вины ему на шею повесили труп альбатроса. Штиль продолжается, команда мучается от жажды. В конце концов появляется корабль-призрак, на борту которого Смерть играет в кости с Жизнью-в-Смерти на души команды корабля.

Подробнее...

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм»

Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях («О чем ты воешь, ветр ночной», «Как океан объемлет шар земной», «Пожары» и «Последний катаклизм»). В этих стихотворениях автор пытается ответить на вопрос о том, что будет на Земле после Апокалипсиса. Гигантский смерч? Пожары? Потоп? Пока что на этот вопрос нельзя дать точный и однозначный ответ. Но, видимо, Тютчев приходит к выводу, что все сущее на нашей планете развивалось из воздуха и ветра («Про древний хаос, про родимый»).

Подробнее...

Сочинение на тему Образ Кутузова и Наполеона в романе Война и мир

Образ Кутузова и Наполеона в романе “Война и Мир”” Кутузов является настоящим патриотом своей Родины, мудрым человеком, героем, который близок по духу к простому народу. Именно благодаря этому, Кутузов заслужил уважение и любовь простых русских солдат. Кутузову было присуще “то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его”. Народ выбрал великого полководца “против воли царя в представители народной войны”. Толстой показал читателю Кутузова, который умеет правильно произвести оценку какого-либо события, что впоследствии приводит только к положительным результатам.

Верная оценка событий, обстановки всегда приводила полководца только к победе, помогала принимать порой сложные, но верные решения. Мудрость, присущая Кутузову возвышает его над предводителем вражеской армии – Наполеоном.

Подробнее...

Сочинение Природа в “Мцыри”

Колоссальное и неописуемо большое значение в понятие и осознании образа одинокого, печально, но одновременно свободного и непоколебимого Мцыри играет романтический и нежный пейзаж, описанный в данном произведении. Каждый читатель не только проникается самим произведением, но и той природой которая описана автором в данном произведении. Сама по себе природа и весь пейзаж однозначно являются одним из наиболее важных и глубоких композиционных элементов художественного очерка в произведении.

Конечно сам по себе, как отдельный элемент он ценности то вообщем и не несет. Но стоит заметить, что пейзаж так же почти никогда не может быть просто объективно-реалистичным отображением природы. И тем более в данном произведении, которой автор постарался сделать романтическим, нежным, символичным и многогранным.

Подробнее...

Мой современник Булат Окуджава

Откуда приходят в поэзию поэты? Кто из них просто прохожий, кто, поселившись в ней, остается навсегда? И почему происходит так, а не по-другому? И когда мудрость поэта станет правдой жизни?

Взяться за руки не я ли призывал вас, господа?
Отчего же вы не вслушались в слова мои, когда
Кто-то властный наши души друг от друга уводил.
Чем же я вам не потрафил? Чем я вам не угодил?

Подробнее...