Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрены Васильевны. Акцент на ее имени возник в рассказе в связи с заглавием, придуманным редактором. В первоначальном варианте произведение называлось “Не стоит село без праведника”.

Изменения были направлены на то, чтобы придать повествованию более частный характер. Автор не хотел, чтобы в его героине видели только развитие классической традиции воспроизведения народной судьбы в образе женщины-крестьянки (обобщенный характер называния сохранялся благодаря использованию имени героини поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, Матрены Тимофеевны).

Важно, что праведник у верующих – это человек, который живет праведной, соответствующей религиозным нормам, жизнью, не имеющий грехов. Именно такую женщину изображает Солженицын в своем произведении.

Рассказчик, от чьего имени ведется повествование, возвращаясь из пыльной горячей пустыни в Россию, мечтает заселиться “в средней полосе – без жары, с “лиственным рокотом леса”. Ему хотелось “затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила”. И рассказчик находит такое местечко: “Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; высыхающая подруженная речушка с мостиком, две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки и выходили на берег гуси, отряхиваясь”.

Это Матренин двор, воплощение спокойствия и тишины. Тихий уголок, где ниоткуда не слышно радио и все молчит. И потому здесь можно расслышать слова, “те самые, за которыми потянула. тоска из Азии”, от смысла которых душе становилось хорошо. Здесь становилось ясно, что нужно сделать, чтобы было не обидно жить и умереть.

Судьба приводит героя к пожилой и измотанной “черным недугом” женщине, которая жила очень бедно. Матрена “год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала. ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки”.

Главным в характере Матрены была доброта. Она готова была прервать “свой черед дел” ради колхоза, к которому теперь не относилась, ради любой родственницы дальней или просто соседки. Однако доброта и погубила женщину: “. Чая недалекую смерть. объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избой, после смерти ее отдать в наследство Кире”.

Родственники, опережая события, начинают делить “добро” Матрены, разбирая “отдельный сруб горницы по ребрышкам”, чтобы везти к Кире в Черусти. Эта спешка и явилась причиной гибели Матрены: “На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани.застряли. туда же. понесло и Матрену. Что она там подсобить могла. два паровоза сцепленных. тех троих расплющили”.

Именно так закончилась жизнь этой праведницы. Праведность ее состояла в способности сохранить свою человеческую душу в совершенно непригодных для этого условиях. Однако окружающие люди не оценили доброту и почти святость Матрены. Даже ее сестры “слетелись”, “захватили”, “выпотрошили”. Им не жаль сестры, главное – захватить добро. Ненасытным стариком называет Солженицын Фаддея, погубившего сына, женщину, которую он когда-то любил, зятя, которого должны были судить, дочь, у которой помешался разум. Это герой является воплощением агрессивного мира, безжалостного и бесчеловечного. Он просто обезумел от жадности.

Символично, что в эти дни несчастий и “мышами овладело безумие”. Одна Кира выглядит человеком среди стаи воронья. Одна она жалеет Матрену – значит, сумела героиня сформировать в ней душу, способность к сочувствию, жалость.

Со смертью Матрены закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его сердцу, уголке. Матренин двор опустел: “Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу сапожник с женою, а в зачет Фаддеевой доли, что он “здесь каждое бревнышко своими руками перенянчил”, пошла уже свезенная горница, и еще уступили ему сарай. “

Возможно, уже через несколько дней никто и не вспоминал об этой душевной, бескорыстной женщине, потому что среди своих односельчан Матрена оставалась “непонятной”, “чужой”. А между тем, это было их спасение, их ангел-покровитель, их оберег. А теперь что же будет с этой деревней, с другими русскими деревнями, со всей Россией?

Судьба Матрены очень прочно связана с судьбой русской деревни. Все меньше остается Матрен на Руси. А без них “не стоять селу”, утверждает Солженицын.

 

Революция в поэзии Маяковского

Теория учит нас тому, что есть два пути развития – эволюция и революция. Первый постепенен и медленен, второй – это резкий скачок, быстрое изменение. Но каково людям в таких ситуациях? Эволюционируя, человек успевает меняться за меняющейся обстановкой, он успевает подстраивать под окружающее свои мысли и привычки, образ жизни. А что происходит, когда революция с бешеной скоростью сметает все старое на своем пути, не оставляя много времени на раздумья и сомнения.
Владимир Маяковский жил именно в такое время, когда в воздухе витал дух перемен. Общество было готовой уйти от одного и прийти к другому. Только мало кто осознавал, что именно он хочет увидеть в будущем. Маяковский же не столько понимал, сколько отчаянно верил в наступление светлых дней, “коммунистического далека”. Также он понимал, что изменения в обществе есть следствие изменения людей. Каждый должен был сломать себя изнутри, чтобы добиться достойного будущего.

Подробнее...

Сочинение на тему: Суровые будни войны

Глядя на всю нашу современную жизнь практически невозможно поверить в то, что когда-то люди жили совсем по-другому, и причиной тому было такое явление, как война. Казалось бы, современная ситуация на территории нашей страны подразумевает, что практически у каждого человека устроен быт, нет никаких проблем с питанием и удовлетворением первичных человеческих потребностей. Но все это может исчезнуть за несколько дней, если в страну придет война.

Подробнее...

Письмо Обломова к Ольге

Любая повесть, роман состоит из эпизодов, следующих друг за другом в определенной последовательности. Немалую роль в повествовании занимают и в несюжетные эпизоды, например, письма. Их роль — раскрыть внутренний мир героя, проникнуть в самые сокровенные уголки его души. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главные герои в письмах признаются друг другу в любви. Они не в силах Заявить об этом словами, поэтому прибегают к перу и бумаге.

В романе «Обломов» есть Момент, в котором главный герой тоже Анонсирует письмо своей возлюбленной, но с совсем иной целью: он хочет разорвать их Взаимоотношения, отказаться от Ольги Ильинской. Ольга — совершенство во всем, она умна, красива, грациозна, и рядом с ней Илья Ильич был очень счастлив. Он забывает обо всем, и его любовь — искренняя, но в глубине души Обломов понимает, что эта женщина, увы, не для него. Принимая для себя решение, не видеться больше с Ольгой, он Анонсирует ей прощальное письмо.

Подробнее...

Сочинение по Толстому “Кавказский пленник”

Поветь “Кавказский пленник” Л. Н. Толстого описывает повседневный быт и красоту природы Кавказа. Рассказ ведется от первого лица и с начальных строк произведения, мы как будто попадаем в сказку, где основные события формируются вокруг приключений офицера русской армии Жилина, который попадает в плен к свободолюбивым жителям – горцам.

В повести рассказывается история двух сослуживцев, попадающих в неволю. Они оказываются в одинаковых условиях сосуществования, но ведут себя совсем по-разному, отсюда формируется и наше к ним отношение. Сравнивая портреты двух героев, с первых моментов у нас появляется чувство презрения к Костылину, даже от описания его внешности. Автор описывает его как человека грузного, толстого, от чего он постоянно обливается потом. Это вызывает в нас негативные ассоциации, ведь такой жалкий и ничтожный персонаж не способен на хорошие поступки.

Подробнее...

Сочинение по Пушкину

Начало “золотого века” русской поэзии ознаменовал своим творчеством А. С. Пушкин. Роль Пушкина чрезвычайно велика. Почти всегда он был новатором и первооткрывателем, гораздо реже продолжал чьи-то традиции. Самобытность, непревзойденный талант поэта позволили ему избавляться от тяжеловесных рифм его учителя, В. А. Жуковского найти свой собственный стиль. Необходимо сказать, что творчество Пушкина представляет собой спираль из трех циклов – трех этапов жизни поэта. Ни один из мотивов творчества Пушкина мы не увидим в статике. Все темы, начиная с темы дружбы и любви и заканчивая темой предназначения поэзии. Находятся в постоянном развитии.
Стихотворение “Поэт” (1827г) относится ко второму этапу творчества А. С. Пушкина. Несмотря на то, что до тридцати лет приоритеты Пушкина не (?) ясны, он находится в постоянном поиске себя, смысла жизни, стихотворение “Поэт” в полной мере отражает авторскую позицию в отношении предназначения поэзии, миссии поэта.

Подробнее...

Своеобразие повести “Капитанская дочка”

“Капитанская дочка” – исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории. Пугачевского восстания? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, а если и занимались, то освещали однобоко.
Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, но вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи.

Подробнее...