Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрены Васильевны. Акцент на ее имени возник в рассказе в связи с заглавием, придуманным редактором. В первоначальном варианте произведение называлось “Не стоит село без праведника”.

Изменения были направлены на то, чтобы придать повествованию более частный характер. Автор не хотел, чтобы в его героине видели только развитие классической традиции воспроизведения народной судьбы в образе женщины-крестьянки (обобщенный характер называния сохранялся благодаря использованию имени героини поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, Матрены Тимофеевны).

Важно, что праведник у верующих – это человек, который живет праведной, соответствующей религиозным нормам, жизнью, не имеющий грехов. Именно такую женщину изображает Солженицын в своем произведении.

Рассказчик, от чьего имени ведется повествование, возвращаясь из пыльной горячей пустыни в Россию, мечтает заселиться “в средней полосе – без жары, с “лиственным рокотом леса”. Ему хотелось “затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила”. И рассказчик находит такое местечко: “Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; высыхающая подруженная речушка с мостиком, две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки и выходили на берег гуси, отряхиваясь”.

Это Матренин двор, воплощение спокойствия и тишины. Тихий уголок, где ниоткуда не слышно радио и все молчит. И потому здесь можно расслышать слова, “те самые, за которыми потянула. тоска из Азии”, от смысла которых душе становилось хорошо. Здесь становилось ясно, что нужно сделать, чтобы было не обидно жить и умереть.

Судьба приводит героя к пожилой и измотанной “черным недугом” женщине, которая жила очень бедно. Матрена “год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала. ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки”.

Главным в характере Матрены была доброта. Она готова была прервать “свой черед дел” ради колхоза, к которому теперь не относилась, ради любой родственницы дальней или просто соседки. Однако доброта и погубила женщину: “. Чая недалекую смерть. объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избой, после смерти ее отдать в наследство Кире”.

Родственники, опережая события, начинают делить “добро” Матрены, разбирая “отдельный сруб горницы по ребрышкам”, чтобы везти к Кире в Черусти. Эта спешка и явилась причиной гибели Матрены: “На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани.застряли. туда же. понесло и Матрену. Что она там подсобить могла. два паровоза сцепленных. тех троих расплющили”.

Именно так закончилась жизнь этой праведницы. Праведность ее состояла в способности сохранить свою человеческую душу в совершенно непригодных для этого условиях. Однако окружающие люди не оценили доброту и почти святость Матрены. Даже ее сестры “слетелись”, “захватили”, “выпотрошили”. Им не жаль сестры, главное – захватить добро. Ненасытным стариком называет Солженицын Фаддея, погубившего сына, женщину, которую он когда-то любил, зятя, которого должны были судить, дочь, у которой помешался разум. Это герой является воплощением агрессивного мира, безжалостного и бесчеловечного. Он просто обезумел от жадности.

Символично, что в эти дни несчастий и “мышами овладело безумие”. Одна Кира выглядит человеком среди стаи воронья. Одна она жалеет Матрену – значит, сумела героиня сформировать в ней душу, способность к сочувствию, жалость.

Со смертью Матрены закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его сердцу, уголке. Матренин двор опустел: “Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу сапожник с женою, а в зачет Фаддеевой доли, что он “здесь каждое бревнышко своими руками перенянчил”, пошла уже свезенная горница, и еще уступили ему сарай. “

Возможно, уже через несколько дней никто и не вспоминал об этой душевной, бескорыстной женщине, потому что среди своих односельчан Матрена оставалась “непонятной”, “чужой”. А между тем, это было их спасение, их ангел-покровитель, их оберег. А теперь что же будет с этой деревней, с другими русскими деревнями, со всей Россией?

Судьба Матрены очень прочно связана с судьбой русской деревни. Все меньше остается Матрен на Руси. А без них “не стоять селу”, утверждает Солженицын.

 

Любовная лирика в поэзии Есенина

Все стихи С. Есенина, от певучих и нежных стихов о стране «березового ситца» до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к родине:

* Любовь к родному краю

Любовь к родине в лирике С. Есенина связана с воспоминаниями детства, с ощущением неразрывной связи с родным краем. Это — село Константинове Рязанской губернии. Детство, как пишет С. Есенин, — «такое, как у всех крестьянских ребятишек». Летом — купание, рыбалка, ночное, зимой — «бабушкины сказки». С детства вошли в душу поэта крестьянский быт с его древними традициями и неоглядный простор, красота вокруг — «только синь сосет глаза»:

Подробнее...

Сочинение на тему: «Человек, который мне неприятен»

Каким бы дружелюбным и добрым человеком я ни был, все же и у меня есть люди, которые мне не нравятся. Хочется отметить, что в данном случае я не являюсь каким-то уникальным. У всех, кого ни рассматривай, наверняка найдется какой-нибудь несимпатичный типаж. Некоторые люди думают об этом, пытаются понять, какие качества и почему им не нравятся, другие этого не делают, воспринимая все исключительно на уровне эмоций. Я предпочитаю думать и формулировать свои чувства в конкретные мысли и убеждения, поэтому и следует разобраться в том, какие именно люди мне не нравятся.

Подробнее...

Сочинение “Дед Мазай и зайцы”

Творчество Н. А. Некрасова в области детской поэзии было Новым шагом в ее развитии. Великий поэт-демократ создал большой цикл стихотворений для детей, отразив в нем идеи и требования современной ему демократической педагогики и революционно-демократического направления в реалистической литературе того времени. Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России,- крестьянским детям.

Стихам поэт придал новую, никем до него не разработанную форму, близкую к разговорной крестьянской речи. В детскую поэзию он ввел выразительный народный язык. Одно из стихотворений Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы” (1870).

Подробнее...

Анализ повести Тургенева «Муму»

Во многих повестях и рассказах И. С. Тургенева вопло­тились лучшие черты его могучего таланта: превосходное знание жизни, глубокое проникновение в сущность дейст­вительности, умение распознать в сложных явлениях жизни наиболее характерные, типические черты и воспро­изводить их в законченных, реалистических образах, проч­ное убеждение в том, что основу художественного произ­ведения всегда составляет мысль, идея, воодушевляющая автора, дающая определенную оценку изображаемым явле­ниям действительности.

Повесть «Муму» была написана Тургеневым в 1852 году. Рассказывая о драматической судьбе глухонемого богатыря Герасима, автор восставал против тех, кто отка­зывался признавать в крепостном человека, он протестовал против жестокой тирании помещиков.

Подробнее...

Духовные искания Пьера Безухова

Центральным персонажем романа Льва Толстого «Война и мир» безусловно является Пьер Безухов. Именно оказывается если не в центре внимания, то, как минимум, в непосредственной близости практически всех ключевых моментов сюжета бессмертного произведения.

Особую пикантность образу Пьера Безухова придает постоянное противоречие его взглядов на жизнь и поступков, которые он вынужден совершать, находясь в «элитном» российском обществе начала 19-го века. Будучи от природы робким и нерешительным, являясь с рождения «полуизгоем» высшего русского (незаконнорожденного сына графа Кирилла Безухова «терпят» на светских баллах лишь по причине того, что граф, хотя официально и не признает Пьера своим сыном, но опекает его и относится к нему благосклонно), Пьер Безухов пытается бороться со своими страхами.

Подробнее...

О поэзии Е. Евтушенко

Евгений Александрович Евтушенко — один из популярнейших и широко известных современных поэтов — родился 18 июня 1933 года в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки с 1951 по 1954 г. учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 г.
Первая книга Е. Евтушенко «Разведчики грядущего» появилась, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира.
В творчестве Евгения Евтушенко нашла свое поэтическое отражение география его поездок по Советской стране и за рубежом.

Подробнее...