Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрены Васильевны. Акцент на ее имени возник в рассказе в связи с заглавием, придуманным редактором. В первоначальном варианте произведение называлось “Не стоит село без праведника”.

Изменения были направлены на то, чтобы придать повествованию более частный характер. Автор не хотел, чтобы в его героине видели только развитие классической традиции воспроизведения народной судьбы в образе женщины-крестьянки (обобщенный характер называния сохранялся благодаря использованию имени героини поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, Матрены Тимофеевны).

Важно, что праведник у верующих – это человек, который живет праведной, соответствующей религиозным нормам, жизнью, не имеющий грехов. Именно такую женщину изображает Солженицын в своем произведении.

Рассказчик, от чьего имени ведется повествование, возвращаясь из пыльной горячей пустыни в Россию, мечтает заселиться “в средней полосе – без жары, с “лиственным рокотом леса”. Ему хотелось “затесаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была, жила”. И рассказчик находит такое местечко: “Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; высыхающая подруженная речушка с мостиком, две-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки и выходили на берег гуси, отряхиваясь”.

Это Матренин двор, воплощение спокойствия и тишины. Тихий уголок, где ниоткуда не слышно радио и все молчит. И потому здесь можно расслышать слова, “те самые, за которыми потянула. тоска из Азии”, от смысла которых душе становилось хорошо. Здесь становилось ясно, что нужно сделать, чтобы было не обидно жить и умереть.

Судьба приводит героя к пожилой и измотанной “черным недугом” женщине, которая жила очень бедно. Матрена “год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала. ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки”.

Главным в характере Матрены была доброта. Она готова была прервать “свой черед дел” ради колхоза, к которому теперь не относилась, ради любой родственницы дальней или просто соседки. Однако доброта и погубила женщину: “. Чая недалекую смерть. объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избой, после смерти ее отдать в наследство Кире”.

Родственники, опережая события, начинают делить “добро” Матрены, разбирая “отдельный сруб горницы по ребрышкам”, чтобы везти к Кире в Черусти. Эта спешка и явилась причиной гибели Матрены: “На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани.застряли. туда же. понесло и Матрену. Что она там подсобить могла. два паровоза сцепленных. тех троих расплющили”.

Именно так закончилась жизнь этой праведницы. Праведность ее состояла в способности сохранить свою человеческую душу в совершенно непригодных для этого условиях. Однако окружающие люди не оценили доброту и почти святость Матрены. Даже ее сестры “слетелись”, “захватили”, “выпотрошили”. Им не жаль сестры, главное – захватить добро. Ненасытным стариком называет Солженицын Фаддея, погубившего сына, женщину, которую он когда-то любил, зятя, которого должны были судить, дочь, у которой помешался разум. Это герой является воплощением агрессивного мира, безжалостного и бесчеловечного. Он просто обезумел от жадности.

Символично, что в эти дни несчастий и “мышами овладело безумие”. Одна Кира выглядит человеком среди стаи воронья. Одна она жалеет Матрену – значит, сумела героиня сформировать в ней душу, способность к сочувствию, жалость.

Со смертью Матрены закончилась и жизнь рассказчика в этом, милом его сердцу, уголке. Матренин двор опустел: “Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу сапожник с женою, а в зачет Фаддеевой доли, что он “здесь каждое бревнышко своими руками перенянчил”, пошла уже свезенная горница, и еще уступили ему сарай. “

Возможно, уже через несколько дней никто и не вспоминал об этой душевной, бескорыстной женщине, потому что среди своих односельчан Матрена оставалась “непонятной”, “чужой”. А между тем, это было их спасение, их ангел-покровитель, их оберег. А теперь что же будет с этой деревней, с другими русскими деревнями, со всей Россией?

Судьба Матрены очень прочно связана с судьбой русской деревни. Все меньше остается Матрен на Руси. А без них “не стоять селу”, утверждает Солженицын.

 

Сочинение Поэтический мир Цветаевой

Марина Цветаева – одна из неугасаемых звезд поэзии XX века. В своем стихотворении 1913 г. она просила: “Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь”.
Но чем дальше мы уходим от года ее смерти, тем невозможнее забыть ее судьбу, все труднее постичь и расшифровать до конца ее творчество, суметь душой углубиться в ни на что не похожие поэзию, прозу, драматургию.
Цветаевский талант пытались раскрыть, утвердить, опрокинуть, оспорить многие. По-разному писали о Марине Цветаевой писатели и критики русского зарубежья. Русский редактор Слоним был уверен в том, что “наступит день, когда ее творчество будет заново открыто и оценено и займет заслуженное место, как один из самых интересных документов дореволюционной эпохи”. Первые стихи Марины Цветаевой “Вечерний альбом” вышли в 1910 году и были приняты читателями как стихи настоящего поэта.

Подробнее...

Тема войны в поэме Твардовского “Василий Теркин”

Крупнейшим поэтическим произведением о Великой Отечественной войне является поэма Александра Твардовского “Василий Теркин”.
С того трагического и героического времени уже прошло много лет, но “Василия Теркина” читают все с тем же интересом, потому что в этом произведении нашел отражение великий подвиг нашего народа, победившего германский фашизм.
Такая поэма могла родиться в сердце поэта только на войне, участником которой был автор. Даже заранее не зная о данном факте, читатель догадается об этом в процессе чтения. Настолько точно и выразительно запечатлел поэт все обстоятельства солдатского быта, переживания фронтовика – от любви к родному краю до привычки спать в шапке.

Подробнее...

Сюжет сказки “Золушка”

Папа Золушки женился второй раз на женщине с двумя девочками. Они не полюбили Золушку, взваливали на нее кучу работы по дому. Король объявил бал, и все на него поехали. Мачеха не хотела отпускать Золушку на бал, но крестная наколдовала девушке платье, туфли, карету, лошадей и пажей. На балу Золушка повстречала принца и потеряла башмачок. Принц нашел возлюбленную, и они поженились.

Сказка учит тому, что нужно верить в добро, любовь и никогда не опускать руки.

Подробнее...

Сочинение по комедии Гоголя “Ревизор”

В своем “Ревизоре” Гоголь собрал все чиновничьи пороки в России в одну кучу. Произведение получилось острым, правдивым и полным сатиры. В нем автор описал свою эпоху со всеми ее недостатками. На этот сюжет, кстати, его вдохновил Пушкин.

Действие происходит в небольшом захолустном городке, где нет порядка, а чиновничий произвол доходит до абсурда. Власти городка – все сплошь воры, тунеядцы и мошенники. Они выступают в роли обобщенного символа николаевской системы. Уже в эпиграфе мы видим обличительный посыл произведения: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.

Подробнее...

Пушкин - детство и лицей

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1817) родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 – 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) ему досталось немного; но и это он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам.

Подробнее...

Сочинение по произведению “Поднятая целина”

Роман Михаила Александровича Шолохова “Поднятая целина” – изображение народных судеб, проходящих испытание коллективизацией. В настоящее время мы, современные читатели, знаем много фактов того времени. И все они далеко не радужные. Такие же тревожные ноты слышатся и со страниц романа Шолохова. Автор творил, что называется “по горячим следам”, когда только-только закончился переворот в деревне: массовый сгон в колхозы и раскулачивание зажиточных трудяг.

Те, кто знаком с романом, конечно, не остались равнодушными к драматическим эпизодам, связанным с образованием колхоза в хуторе Гремячий Лог, перипетиям, с которыми столкнулись главные герои, к шуткам Деда Щукаря.

Подробнее...