Скоро зима. Антон, которому уже исполнилось пятьдесят, был крепостным. Его отличало излишняя сухощавость. Он, сгорбленный и уставший, с потухшими глазами, смотрящими без интереса на бренный мир, готовит запас дров.
Возвратившись в свою маленькую избу, Антон встретил там нишею старуху Архаровну, которая незвано заявилась в гости. Вообще старуха приходит не столько для того, что бы побираться, сколько высмотреть какое добро имеется в доме.

Ужин у Антона не богат – одна тюря, да хлеб, причем половину от своего скромного ужина он отдает своим детям, но никогда не жалуется на несправедливость и бедность. После ужина он усаживается и затягивает неспешную беседу с бабкой, вспоминая о брате и сыне Архаровны, которых забрали в солдаты и от них уже много лет нет известий.

Весь разговор он ведет так, как будто сам с собой говорит, обдумывая все, что пришлось пережить и вынести. Он ругает управляющего, который требует уплаты подушных, а у него нет ни полушки за душой. Переживает: угрожает ему Никита Федорыч отдать в солдаты, а тогда кто будет кормить жену и малых детей?

Не успел Антон закончить своего разговора, а за ним пришли – вызывает управляющий, который был мужик грозный, телосложения плотного и невысокого роста. В целом весь его вид напоминал хорошего бульдога. Когда управляющий видит явившегося Антона, он не слушает его оправданий, велит продавать последнюю лошадь и после расплатится со своим барином.
Жена Антона плачет и причитает – жалко ей продавать кормилицу, но делать нечего и он едет в город, на ярмарку. Но беда не приходит одна и по дороге попадает ему мельник, которому он тоже должен за помол и тот тоже требует вернуть долг.

Приехав, Антон растерялся. Множество людей снующих туда-сюда, цыгане – лошадники, мошенники разного помолу, которые всем своим видом пытаются помочь бедному крестьянину, но он оттого еще сильней путается. День подходит к концу, а Антон так и не продал свою Пегашку, поскольку боится продешевить. Новые знакомые ведут его на постоялый двор переночевать. На постоялом дворе уставший и замученный, он соглашается выпить с предлагающими “добрыми знакомыми”. Утро наступает и Антон видит, что его лошадь пропала.

Проснувшегося Антона начинает донимать хозяин постоялого двора, который естественно был в сговоре с ворами и теперь требует расплатиться крестьянина за водку и ночлег. Для того, что бы рассчитаться с ним снимает Антон последний полушубок с себя.
Антон советуется со знающими людьми, которые говорят о том, что надо ему свою лошадь в ближайшей деревне искать. Однако все понимают, что если не будет выкупа, ни чего из этого не получится. Антон уходит, а советчики остаются на лавке и еще долго говорят о сучившемся. Тут приходит один из знакомых Антона, он объясняет, что все проблемы от того, что управляющий считает, будто бы жалоба барину на Никиту Федорыча, происходит именно от Антоном.
Антон отправляется в дорогу и пробираясь по непроходимой грязи едет вперед и вперед.
К управляющему Никите Федорычу приходит мельник, у них свои общие делишки. Мельник тоже жалуется на Антона, говорит, что тот долг за помол не возвращает. Договорившись обо всем с ним и выпроводив, решает Никита Федорыч чаю попить, но на него обрушивает свой гнев супруга, которая, и на то были свои основания, причем – объективные, считает, что муж от нее деньги скрывает.
Прошло трое суток, как Антон пошел искать свою украденную лошадь. Горе одолевает мужика и не замечает он ни дождя, ни голода.

Все поиски, а так оно и должно было быть, оказываются безрезультатными. Возвращается Антон к себе в деревню. Обессиленный и оголодавший, он сразу идет к управляющему, но караульный не пускает его. Бежит тогда он домой и по дороге встречает Архаровну. Вспомнив о сплетнях, которые ходят в деревне: будто бы у нее припрятаны богатства, решает Антон, что она сможет выручить, и обращается с просьбой о помощи, в полном и безысходном отчаяние.
Испугалась старая и повела его в овраг, где, как она сама говорит, припрятаны рубли. Но в овраге его хватают два мужика: это его брат и сын Архаровны – они оба сбежали со службы и теперь разбойничают.

Брат Антона, Ермолай, рассказывает, как они ограбили купца, и обещает помочь, но ему нужно в кабак сначала сходить.
Придя в кабак, все трое попадают под арест – Антона за сообщника принимают. Проходит неделя и на улице толпа – почти все деревенские. Каждый желает видеть, как разбойников в острог будут вести, и особенно – тяжелые колодки из березы, что одевают на ноги. На Антона сваливают все кражи, что были в деревне за последнее время, поскольку считают, что кроме него не кому.
Появляется Никита Федорыч, а за ним, сопровождаемые солдатами, идут арестанты. За Антоном, он шел последним, идут жена и дети, которые ревут и убиваются. Когда пришло время Антону одевать колодки на ноги, он поднял голову, а по лицу у него катились крупные слезы.
Брат Антона и сын Архаровны сначала показывают свой характер, но когда их повели, крикнули напоследок о том, что бы, ни поминали их лихом и помнили.

Телега с арестованными выезжает за околицу. Пошел снег, ветер дует все сильнее, а уезжающая повозка медленно тает в белом тумане. Один Никита Федорыч, проводив телегу взглядом, радуется тому, что все же разделался с разбойниками.

Краткое содержание “Когда в доме одиноко” Саймака

Старый фермер Моуз Эбрамс искал запропастившихся куда-то коров, когда нашел в кустах странное существо. Оно было блестящее, зеленое, с фиолетовыми пятнами и воняло на всю округу. И оно негромко стонало – “точь-в-точь ветер тоскливо выл под широким карнизом дома”.

Существо страдало, а Моуз, что бы ни говорили о нем соседи, был не из тех, кто оставит страдающее существо без помощи. Некоторое время он размышлял и набирался храбрости.

Подробнее...

Краткое содержание “Моби Дика Мелвилла”

Роман “Моби Дик, или Белый кит” (1851) стоит в центре творчества писателя. Это мелвилловский шедевр, более того, это синтез всего идейно-художественного опыта американской романтической прозы.

Пионером отечественной романистики, как мы помним, был Фенимор Купер. Он бесстрашно экспериментировал с различными типами романа и исчерпал практически все его жанровые разновидности, кроме романа философского.

Подробнее...

Краткое содержание «Американская трагедия» Драйзера

Канзас-Сити, жаркий летний вечер. Двое взрослых и четверо детей распевают псалмы и раздают брошюры религиозного содержания. Старшему мальчику явно не нравится то, чем он вынужден заниматься, но его родители с жаром отдаются делу спасения заблудших душ, каковое, впрочем, приносит им лишь моральное удовлетворение. Эйса Грифитс, отец семейства, отличается большой непрактичностью, и семья еле-еле сводит концы с концами.

Подробнее...

Краткое содержание «Граф Монте-Кристо» Дюма

27 февраля 1815 г. в Марсель из очередного плавания возвращается трехмачтовый корабль «Фараон». Капитану Леклеру не суждено было ступить на родную землю: он умер от горячки в открытом море. Молодой моряк Эдмон Дантес принял на себя командование, исполнив и другую последнюю волю капитана: «фараон» заходит на остров Эльба, где Дантес передает пакет, полученный из рук Леклера, маршалу Бертрану и встречается с самим опальным императором.

Подробнее...

Краткое содержание “Саша” Некрасова

В семье степных помещиков растет, как полевой цветок, дочь Саша. Родители ее – славные старички, честные в своем радушии, “лесть им противна, а спесь неизвестна”. Родители постарались в детстве дать дочери все, что позволяли их небольшие средства; однако наука и книги казались им излишними. В степной глуши Саша сохраняет свежесть смуглого румянца, блеск черных смеющихся глаз и “первоначальную ясность души”.

Подробнее...

Краткое содержание “Так говорил Заратустра” Ницше

Часть первая

Заратустра возвращается к людям после десяти лет одиночества в горах, чтобы донести весть о Сверхчеловеке.

Спустившись с гор, он встречает отшельника, говорящего о любви к Богу. Продолжая путь, Заратустра недоумевает: “Возможно ли это?! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог умер!”

В городе мудрец видит толпу, которая собравшуюся поглазеть на канатного Плясуна.

Подробнее...

Краткое содержание “Хождение игумена Даниила”

“Моление”, как и многие другие произведения древнерусской литературы, лишено повествования о событиях. Весь текст – это обращение Даниила Заточника к князю, прошение его о милости.

Главное, на что предполагает опираться в жизни Даниил, – это собственный ум. “Одежда у меня скудная, а разума много”. Даниил просит князя избавить его от нищеты и горя, защитить “страхом грозы твоей”. Автор противопоставляет ум и богатство, указывая в основном на богатых вельмож и бояр.

Подробнее...